РУС БЕЛ ENG

Специальное образование

ОТ ЗВУКА – К СЛОВУ

Помните те счастливые минуты детства, когда мама читала на ночь любимую сказку, а мы снова и снова переживали за доверчивого Буратино и прятались под одеяло при упоминании о Бабе Яге? А с какой книгой подходят родители к детской кроватке сегодня?

Казалось бы, взрослых не надо убеждать в том, что детям следует дружить с книгой. Но современным родителям, увы, некогда заниматься с ребенком, и они выбирают более легкие способы просвещения, оставляя свое дитя на попечение телевизора, компьютера, магнитофона. А домашнее чтение и поход в книжный магазин откладывают на будущее.

О том, что книга незаменима, многие родители вспоминают лишь тогда, когда видна письменная и устная безграмотность ребенка, когда их настораживает его скудный словарный запас и узкий круг интересов. Но важно не только приобщить ребенка к чтению, но и самим уметь ориентироваться в безграничном мире литературы. Собираясь купить малышу “что-нибудь почитать”, мамы и папы сегодня часто теряются перед богатым ассортиментом: выбрать сказку, которую когда-то любили сами, или остановиться на переводной “западной” книжке? Пополнить библиотеку ребенка художественным произведением или купить что-нибудь из познавательного? Ответить на эти вопросы будет легко, если вы будете учитывать интересы самого ребенка.

Родители часто обращаются к продавцам книжных магазинов с просьбой порекомендовать им “что-нибудь познавательное” для ребенка 1,5-2 лет. Но подумайте сами: какие знания может дать книга такому малышу? Ведь он и так каждую минуту делает открытие, общаясь с родителями, окружающими его предметами. Поэтому малышу в эти годы лучше выбирать колыбельные, потешки, считалки, стихи для самых маленьких, загадки, пословицы, то есть те первые классические произведения, к которым человек часто уже не возвращается позже.

Но уже со второго года жизни дети активно начинают рассматривать рисунки, поэтому следует выбирать книги с “говорящими” иллюстрациями, которые помогают малышу лучше понять характер, настроение изображаемых животных. Обязательно спрашивайте у него, например, какая собачка или кошечка нарисована: злая или добрая? Для самых маленьких важна и красочность картинок – цветные изображения притягивают внимание, как яркие игрушки. Ребенок всегда стремится не только слушать, но и видеть все то, о чем ему читают. В этом возрасте им нужны такие сказки, как “Теремок”, “Волк и козлята”, “Колобок”, “Репка”.

Эмоциональное отношение детей к героям сказок ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий. Активно действуя (мысленно) вместе с героем, дети пытаются иногда вмешаться в события (прерывают чтение, закрывают глаза, шлепают по картинке с изображением “плохого” персонажа). Вместе с тем в этом возрасте отношение детей к героям часто бывает не связано с текстом. Так, мишку из сказки “Теремок” ребенок может называть хорошим только потому, что у него дома есть любимая игрушка – мишка.

В этом возрасте дети любят слушать и читать стихи, предпочитая их прозе. Они с легкостью готовы пропрыгать, проскакать, запомнить и прокричать понравившиеся стихи, потому что им необходим гармоничный мир, наполненный мелодичными звуками, где красота языка сочетается с ритмом.

А что же порекомендовать для чтения детям дошкольного возраста? Тут приходят на помощь те самые вечные сказки, на которых росли и мы: красота русского слова не устаревает, и читать эти книги нужно обязательно. В 5-летнем возрасте самыми любимыми у детей становятся такие сказки, как “Царевна-лягушка”, “Сивка-бурка”, “Морозко”, “Конек-горбунок”, “Гуси-лебеди”, “Снегурочка” с их чудесным вымыслом и фантастичностью.

Очень популярны у детей 5-6 лет и “толстые” книжки, полные хитросплетений и приключений – “Золотой ключик”, “Приключения Чиполлино”, “Приключения Незнайки”, “Белоснежка и семь гномов”, “ Дюймовочка”, “Красная Шапочка”... Они удовлетворяют потребность детей в длительном общении с полюбившимися героями, о приключениях которых они с замиранием сердца готовы слушать много раз.

Прочти еще! – Таковы обычно первые слова малыша после того, как он прослушает книгу. Повторное слушание доставляет детям наслаждение, и они с удовольствием отвечают на вопросы. Но многообразие детской литературы формирует у детей индивидуальные интересы и склонности. Одни дети любят книги о животных и природе, другим нравится слушать про приключения, третьи отдают предпочтение сказкам, историям о жизни своих сверстников, многие мальчики подолгу рассматривают книги о войне. Поэтому в этом возрасте особенно важно помочь ребенку определиться в выборе. Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Встреча с ними удовлетворяет детскую потребность повеселиться, посмеяться. Веселые книги С. Маршака, М. Зощенко, Н. Носова, Э. Успенского обязательно должны быть в вашей библиотеке.

Но, как показывают исследования, современные дети стали хуже воспринимать классику. Так, прочитав в детском саду детям сказку о “Рыбаке и рыбке”, можно было услышать примерно такое мнение ребенка: “Так ему и надо, старику. Чего же он старуху не может обеспечить: и корыто у нее дырявое, и дома нормального нет”. Этот пример показывает, что образ жизни, мировоззрение детей меняется, и проверенная годами литература уже не все может объяснить маленькому человеку. Ведь важно не только затронуть вечные темы, но и суметь донести их до ребенка. А он быстрее проникнется к герою, если сюжет будет приближен к нашим дням. Дети – невероятно чуткие читатели.

Почаще посещайте книжные магазины вместе с детьми и не бейте тревогу, если вместо “Тома Сойера” он выберет “Невероятные приключения Черепашек Ниндзя”, - вспомните, в свое время мы ведь тоже часто предпочитали фантастику классике. Старайтесь ненавязчиво знакомить его с хорошей художественной литературой. Пусть классические детские произведения и не сразу попадут в разряд настольных книг вашего ребенка. Читайте их вместе и вслух. А о каких-то ваших любимых произведениях можно просто рассказать. И если они ему понравятся, то он обязательно захочет их прочесть.

Очень широко представлены в книжных магазинах книги на «роднаймове», можно прочесть даже про так полюбившегося всему миру школьника-волшебника Гарри Поттера в переводе на белорусский язык для подросших детей.

В некоторых семьях стало доброй традицией сохранять полюбившиеся детские книги. И жизнь у этих книжек долгая: их читали бабушка, мама, папа, а теперь они стали друзьями ребенка. Такая семейная традиция воспитывает у детей любовь и бережное отношение к книге. И помните: вкус к литературе формируется и развивается прежде всего в семье.

Учитель-дефектолог

                                                                                            Е.Е. Оршанская

свернуть

То, что вы хотели спросить у логопеда

(распространенные вопросы у родителей):

  1. Если Ваш ребенок уже зачислен на пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП), занятия начинаются с 15-го сентября и заканчиваются 25-го мая, во время каникул занятия также могут проводиться по вашему желанию;
  2. В зависимости от психофизиологических особенностей Вашего ребенка зависит процесс усвоения языковых норм и коррекции звукопроизношения, нельзя определить заранее, через сколько речь ребенка исправиться (сколько занятий нужно). Одно очевидно – только при ПОМОЩИ родителей, закреплению поставленных звуков дома, можно добиться хорошего результата. Помните, что искаженные звуки могут проявляться и на письме, поэтому общая задача, как можно раньше исправить фонетические ошибки в речи школьника;
  3. Частота проведения занятий определяется сложностью дефекта, занятия проводятся и групповые и индивидуальные, расписание занятий находится у классных руководителей;
  4. Активность родителей учащихся, зачисленных на ПКПП, приветствуется: присутствие на занятиях, обратная связь при просмотре видеоуспехов ребенка, родительские собрания, консультации – формы общения учителя-дефектолога и родителей;
  5. Обязательным является выполнение домашних заданий, которые будут подобраны исключительно под Вашего ребенка и не будут занимать много времени для приготовления;
  6. Вероятно изменение в течение учебного года заключения: если звукопроизношение исправлено и других проблем нет, без прохождения комиссии в ЦКРОиР учащийся снимается с учета.

Если Ваш ребенок не зачислен на ПКПП школы, но нуждается в помощи, алгоритм действий следующий:

  1. Диагностика проводится учителем-дефектологом;
  2. В ЦКРОиР записываемся на комиссию, параллельно собираем пакет документов:

- выписка из меддокументов ФОРМА 1 мед./У 10;

- медсправка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета);

-педагогическая характеристика из школы;

-письменные работы ребенка

Только на основании ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЦКРОиР учащийся будет зачислен на ПКПП школы

 

 

свернуть

РЕКОМЕДАЦИИ ЛОГОПЕДА

Проблемы с развитием речевых навыков у ребенка, если они не имеют серьезных причин, могут быть устранены, если обращать больше внимание на его общее развитие, а также использовать несложные рекомендации логопедов.

Нередко нарушения в развитии речи ребенка связаны с недостатками в развитии челюстных мышц, которые непосредственно влияют и на состояние артикуляционного аппарата детей. Для того, чтобы укрепить эти мышцы, необходимо почаще заставлять ребенка жевать целые овощи, фрукты, сухари, корочки хлеба и целые кусочки мяса. Необходимо также заниматься с ребенком и развитием мышц щек и языка, для чего заставлять его совершать полоскательные движения, надувать щеки, удерживать воздух во рту, а также перекатывать его с одной половины рта на другую.

На развитие речи, да и на умственное развитие в целом, очень большое влияние оказывает мелкая моторика пальцев рук, развивать которую необходимо начинать с самого раннего возраста. Для того, чтобы пальчики малыша были более подвижными и послушными, надо почаще заставлять его самостоятельно застегивать пуговицы на одежде, завязывать шнурки и засучивать рукава. Можно сделать подобные занятия более интересными для малыша, если организовать их проведение на куклах.

Хорошо помогает развитию моторики лепка из пластилина, которая сама по себе может быть очень интересным занятием, а также поможет ребенку в его творческом развитии и формировании правильных речевых навыков.

Родителям следует иметь в виду, что нарушения в развитии разговорной речи у детей значительно легче устранить в более раннем возрасте, пока у детей не сформируется устойчивая привычка говорить неправильно, исправить которую будет уже значительно сложнее.

Признаки, при которых необходима консультация логопеда:

— маленький словарный запас ребенка;

— недостатки в фонетике, характеризующиеся неправильным произношением отдельных звуков;

— затруднения, связанные с разграничением различных оттенков слова;

— неправильное употребление предлогов, нарушения в управлении и согласовании слов по родам;

— недопонимание значения многих слов и неумение составлять предложения;

Первостепенной задачей родителей, при наличии подобных признаков у детей, является постоянная работа с ребенком, направленная на обогащение его активного словаря, обучение грамматическому строю и правилам построения связной и понятной речи.

Лучше всего начинать формирование словарного запаса ребенка с имен существительных, постепенно добавляя к ним глаголы и прилагательные. После того, как минимальный словарный запас будет сформирован, что достигается только путем постоянного повторения, можно переходить к словам с наиболее часто употребляемыми предлогами, при помощи которых, уже можно начинать овладевать механизмом соединения слов в предложения.

Родителям, проводящим обучающие и развивающие занятия со своими детьми, следует запастись терпением: на каждый из этапов таких занятий может уйти много времени и сил, но их результаты смогут порадовать не только вас, но и вашего ребенка, который обязательно почувствует их на себе — обретя новые возможности голосового общения с окружающим его миром.

свернуть