РУС БЕЛ ENG

Виртуальный мелодический кабинет

Учителю-предметнику

http://pravo.by - Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

http://minsk.edu.by/ - сайт Комитета по образованию Мингорисполкома

https://moiro.by/ - государственное учреждение образования "Минский областной институт разватия образования"

http://adu.by/ - Национальный образовательный портал

свернуть

Единый информационно-образовательный ресурс

ЕИОР

Единый информационно-образовательный ресурс (eior.unibel.by) как компонент учебно-методического обеспечения образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования создан с целью поддержки организации обучения учащихся, которые по каким-либо причинам временно не могут посещать учреждение образования.

Материалы ресурса будут полезны и тем учащимся, которые обучаются в условиях нахождения в организациях здравоохранения, в санаторно-курортных учреждениях и др. Видеоролики учащиеся могут использовать как дома, так и в учреждении образования, как при объяснении нового учебного материала, так и при его повторении или закреплении. Материалы ресурса могут использоваться учителем для организации самостоятельной деятельности учащихся по усвоению нового учебного материала, демонстрации опытов, видеофрагментов, иллюстраций, схем, таблиц, карт при проведении учебных занятий (урока, поддерживающих занятий) в учреждении образования. Ресурс также приучает учащихся к другой манере изложения учебного материала, знакомит с иными, новыми способами подачи информации.

С целью повышения информированности педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей) о едином информационнообразовательном ресурсе, который может быть использован как компонент учебно-методического обеспечения образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, необходимо: познакомить участников образовательного процесса со структурой ЕИОР и навигацией, содержанием учебных материалов; показать возможности ЕИОР и варианты его использования в образовательном процессе учреждений общего среднего образования; разъяснить алгоритм организации обучения учащихся в удаленном режиме. Для решения поставленной задачи в учреждении образования целесообразно провести методические мероприятия с педагогами, классные часы с учащимися, родительские собрания с законными представителями. Единый информационно-образовательный ресурс (далее – ЕИОР) можно рассматривать и как средство повышения методической компетентности учителей. Материалы ЕИОР целесообразно использовать на курсах повышения квалификации учителейпредметников в региональных ИРО, на различных мероприятиях межкурсового периода, потому что с точки зрения методической - это уникальная копилка материалов и для обмена педагогическим опытом, и для поиска наиболее эффективных форм работы с учащимися на уроке. Поэтому ИРО необходимо продолжить проведение вебинаров для ознакомления педагогов с возможностями использования ЕИОР в образовательном процессе. Данный вопрос целесообразно включить с учебные программы повышения квалификации учителей-предметников.

 В 2018 году Республика Беларусь впервые приняла участие в Международном сравнительном исследовании по оценке образовательных достижений, учащихся PISA (The Programme for International Student Assessment), которое проводится Организацией экономического сотрудничества и развития. Международное сравнительное исследование PISA-2018 для участников из Республики Беларусь включало в себя: когнитивную (тестовую) часть по читательской, математической и естественнонаучной грамотности; анкетирование участников тестирования и руководителей учреждений образования, принявших участие в исследовании. Акцент делался на изучении читательской грамотности учащихся. В рамках мониторинга осуществлялась оценка образовательных достижений учащихся, а также изучалось влияние на результаты обучения различных социокультурных, экономических и психологических факторов.

 С подробными результатами исследования можно познакомиться на сайте учреждения образования «Республиканский институт контроля знаний» (https://rikc.by/pisa/556-osnovnye-rezultaty-mezhdunarodnogosravnitelnogo-issledovanija-pisa-2018.html), Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» (https://adu.by/ru/uchitelyu/2018-01-30-07-18-27.html). В 2022 году Республика Беларусь будет принимать участие в очередном международном сравнительном исследовании PISA-2022. Помимо заданий по трем основным направлениям исследования (акцент будет сделан на изучении уровня математической грамотности учащихся), учащимся также будут предложены задания на определение уровня финансовой грамотности и оценку креативного мышления. Чтобы учащиеся Республики 15-летнего возраста смогли продемонстрировать достаточно высокий уровень компетенций по всем направлениям исследования (читательская, математическая, ествественнонаучная грамотность, креативное мышление и финансовая грамотность), необходима системная работа с учащимися в учреждении образования и с педагогическими работниками на разных уровнях (от учреждения образования до республиканского).

Для подготовки к участию в исследовании необходимо: продолжить работу по созданию в учреждении образования современной образовательной среды, содействующей развитию креативного мышления, как педагогических работников, так и учащихся; включить в план работы учреждения образования реализацию антибуллинговых программ и мероприятий по предупреждению травли; провести для учителей-предметников, классных руководителей мероприятия, направленные на подготовку педагогических работников к работе в изменившихся условиях; включить в план самоконтроля деятельности учреждения образования мониторинговые процедуры, оценивающие уровень эмоционального комфорта учащихся, включая отдельный мониторинг одаренных детей и учеников, имеющих высокие учебные достижения (общее отношение к школе, спектр и интенсивность положительных эмоций в школе, насколько учащийся легко заводит в ней друзей, нравится другим ученикам, чувствует себя частью школы и т.п.); обеспечить ознакомление учащихся с заданиями, направленными на оценку финансовой грамотности и креативного мышления, на занятиях во внеучебное время и включение такого рода заданий в учебный процесс; продолжить работу с учащимися по формированию читательской, математической и естественнонаучной грамотности на учебных занятиях, а также посредством проведения бинарных уроков, стимулирующих и поддерживающих занятий; на районном и областном уровнях: организовать и провести для руководителей учреждений образования мероприятия по темам «О подготовке к участию в международном сравнительном исследовании PISA-2022», «Создание современной образовательной среды и организация образовательного процесса в учреждении образования», «Повышение финансовой грамотности молодежи как часть государственной политики», «Креативная развивающая среда учреждения образования»; провести для учителей-предметников серию обучающих мероприятий по анализу заданий PISA, направленных на оценку креативного мышления и финансовой грамотности учащихся, и мероприятий по обмену эффективным опытом работы по формированию читательской, естественнонаучной и математической грамотности; организовать деятельность консультационных пунктов в онлайн формате.

Особое внимание в 2021/2022 учебном году необходимо уделить вопросам проведения аттестации учащихся в связи с внесением изменений в Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 июня 2011 г. № 38.

Согласно инструктивно-методическому письму «Об организации в 2021/2022 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» для организации деятельности методических формирований учителей в 2021/2022 учебном году предложена единая тема «Совершенствование профессиональной компетентности учителей по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе».

 В связи с этим задачи методической работы в 2021/2022 учебном году можно конкретизировать следующим образом: актуализация и углубление знаний учителей о современных технологиях обучения, совершенствование методики преподавания учебных предметов; включение учителей в деятельность по освоению и реализации в образовательной практике технологии визуализации учебной информации, способствующей осмысленному усвоению учащимися учебного материала; освоение учителями способов организации обучения учащихся с широким использованием современных средств визуализации, коммуникации, он-лайн взаимодействия, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов; ознакомление педагогов с возможностями использования материалов единого информационно-образовательного ресурса в образовательном процессе; методическое сопровождение роста профессиональной компетентности учителей и их успешной аттестации; информирование педагогических работников о нормативном правовом, научно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебным предметам, новинках педагогической литературы.

 В течение учебного года рекомендуется рассмотреть теоретические аспекты использования технологии визуализации в образовательном процессе с учетом эффективного педагогического опыта педагогов региона: визуализация учебной информации как неотъемлемая часть процесса обучения; использование методов и приемов визуализации в развитии познавательных интересов учащихся, формировании у них мотивации к изучению учебного предмета; формирование метапредметных и предметных компетенций на основе визуализированной информации; формирование умений чтения визуализированной информации; использование технологии визуализации учебной информации на уроках для повышения степени усвоения учащимися учебного материала; моделирование современного урока с использованием современных техник визуализации и др.

Рекомендуется использовать разнообразные формы обучения (летние школы, языковые и методические практикумы и педагогические квесты, обмен эффективным педагогическим опытом, выставки методических разработок педагогов, мастер-классы, педагогические студии, уроки для взрослых, семинары и конференции, методические мосты, ток-шоу в online-формате, сетевые сообщества, веб-квесты, открытые образовательные курсы, размещенные в среде дистанционного обучения, виртуальные (онлайн) экскурсии, консультации специалистов и др.), позволяющие включить педагогов в активную деятельность

свернуть