РУС БЕЛ ENG

Психолого-педагогическое сопровождение

О психосоциальном анкетировании

Для родителей

О психосоциальном анкетировании

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО АНКЕТИРОВАНИЯ

Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 18.11.2014 № 10-07/П-807, Порядок проведения психосоциального анкетирования и медицинского осмотра учащихся и студентов на предмет употребления алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов, утвержденный Министерством образования и Министерством здравоохранения Республики Беларусь 10.11.2014г.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Вы, безусловно, - самые близкие и значимые для ребенка люди. Вы стремитесь быть успешными родителями. Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка. Это - здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит. Сегодня вашему ребенку могут предложить наркотики в любом месте, - во дворе или на дискотеке. Сегодня 60 % школьников подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать алкоголь или наркотики. Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может».

ПОМНИТЕ! Чем раньше Вы заметите проблему, тем легче будет справиться с бедой.

НУЖНО ЛИ ТЕСТИРОВАНИЕ ВАМ, ВАШЕЙ СЕМЬЕ?

Да - если Вы опасаетесь за жизнь и здоровье Вашего ребенка. Вы можете заподозрить потребление Вашим ребенком наркотиков, если замечаете, что его поведение меняется: утрата старых друзей, отказ познакомить Вас с новыми; сужение круга интересов, потеря интереса к бывшим увлечениям, хобби и пр.; нарушение памяти, неспособность логически мыслить, резкое снижение успеваемости; резкие перемены в характере, чрезмерная эмоциональность, не обусловленная реальной обстановкой. Настроение колеблется: от безудержного веселья до депрессии; непривычная раздражительность и агрессия; замкнутость: ребенка перестают интересовать события в семье, в классе; сокрытие от Вас мест, которые он посещает, того, с кем и чем планирует заниматься, и пр.; телефонные разговоры (особенно «зашифрованные») с незнакомыми лицами; стремление все закрыть на ключ: комнату, ящики стола, шкатулки и пр.; нарушение сна: бессонница или настолько крепкий сон, что не представляется никакой возможности его разбудить или сделать это намного труднее, чем было раньше; необъяснимое повышение аппетита или, наоборот, беспричинная потеря его, частые простудные заболевания; долгое (вплоть до нескольких суток) отсутствие дома; нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха алкоголя изо рта; специфический запах от одежды (например, смесь хвои с табаком); незнакомые таблетки, порошки и пр. (не из домашней аптечки) в комнате, среди личных вещей; неожиданное покраснение глаз, зрачки неестественно сужены или расширены, коричневый налет на языке; необъяснимые «потери» денег и пропажа вещей из дома. Что делать, если вы заподозрили неладное? Не дайте себя убедить в том, что Ваши опасения беспочвенны! Недели могут решить судьбу Вашего ребенка! Не теряйте времени!

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ПОЛУЧЕНЫ, ЧТО ДЕЛАТЬ? При отрицательном результате Вы испытаете радость, что тест дал отрицательный результат. Чтобы навсегда сохранить веру в ребенка и себя:

  1. Сами живите яркой, наполненной, здоровой жизнью! Ребенок - это зеркало, отражающее своих родителей. Мы воспитываем ребенка собой - не своими советами, нравоучениями, нотациями, а своим поведением, своей повседневной жизнью. Согласно данным опросов, наиболее частым мотивом употребления наркотиков является «неудовлетворенность жизнью и желанием отвлечься от нее».
  2. Будьте вместе со своим ребенком! Старайтесь проводить с ним как можно больше времени, делайте все вместе с ним: рисуйте, ходите в театр, делайте домашнюю работу, занимайтесь спортом, обсуждайте прочитанные книги. Будьте в курсе его школьной жизни, приглашайте к себе домой его друзей. Не контролируйте его, а живите с ним одной жизнью.
  3. Любите своего ребенка и принимайте его таким, какой он есть! К употреблению наркотиков наиболее склонны подростки с низкой психоэмоциональной устойчивостью, склонные неадекватно реагировать на стресс, не умеющие найти выход из психотравмирующей ситуации, имеющие высокий уровень притязаний и низкую самооценку. Почаще хвалите своих детей, обнимайте, говорите, что вы их любите. Критикуйте и оценивайте не его личность, а отдельные поступки. Не скупитесь на улыбки и поощряйте даже малейшие достижения.
  4. Не опоздайте! Вовремя дайте ребенку всю необходимую информацию. Научите его отвечать решительным отказом на предложение попробовать наркотики. Эксперименты детей с психоактивными веществами начинаются уже с 3-4 класса. Ваша информация должна опередить негативное влияние наркоманов, их рекламу «самого крутого и модного кайфа». Не оставьте вашего ребенка безоружным!

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ПОЛУЧЕНЫ, ЧТО ДЕЛАТЬ? При положительном результате Вы испытываете: чувство вины за ребенка («Где упустили? В чем наша ошибка?»); гнев на себя и ребенка и бессилие изменить то, что уже свершилось? («А что я теперь могу сделать?»); стыд и недоверие к окружающим («Вы меня не понимаете... у Вас ведь нет ребенка-наркомана...»); страх быть отвергнутым родственниками, друзьями.

ПОМНИТЕ! Полученный результат - отправная точка для построения нового образа жизни Вас как ответственного родителя, готового помочь Вашему любимому ребенку справиться с его проблемами. 1. Лучшая защита - это нападение. Лучшее средство уберечь вашего ребенка от наркотиков - совместное участие в профилактической работе. Социально-психологические тренинги, ролевые игры, основанные на стратегиях сопротивления социальному давлению и пр., в два раза снижают уровень употребления наркотиков. 2. Не боритесь в одиночку. Объединяйтесь с теми, кто заинтересован в решении этой проблемы. Наркобизнес - один из самых прибыльных видов бизнеса. Громадная всемирная сеть хорошо организованных людей получает бешеные деньги, распространяя эту страшную болезнь. Бороться с этим в одиночку - бессмысленно. 3. Диагностика с применением тестов - это лишь первый шаг, после которого в случае установления фактов употребления наркотика обязательно нужно обратиться к врачу-наркологу, психологу.

ПОМНИТЕ! Без вашего активного участия ситуация Вашего ребенка к лучшему не изменится. Эта проблема очень трудна, но разрешима.

 КАК РЕАГИРОВАТЬ, ЕСЛИ ВАШ СЫН, ДОЧЬ, УЧЕНИК ПОДТВЕРДИЛ, ЧТО УПОТРЕБЛЯЕТ НАРКОТИКИ? (для родителей)

  • Будьте спокойны, держите себя в руках, ведь для ребенка было очень сложно рассказать вам о том, что он принимает наркотики, и он, в свою очередь, ждет от вас поддержки и помощи, а вовсе не нервного срыва.
  • Поблагодарите ребенка за доверие и честность и четко обозначьте свою позицию: я люблю и принимаю тебя, но я не принимаю употребление наркотиков.
  • Постарайтесь узнать, как долго, что именно и в каких количествах ребенок употребляет, что он получает от употребления, но помните, это не допрос, а беседа, будьте тверды, но внимательны к чувствам ребенка. · После беседы позвоните на телефон горячей линии, опишите ситуацию и выслушайте все рекомендации.
  • Помогите ребенку пройти обследование и, при необходимости, лечение.

ПОМНИТЕ! Определить, сформировалась зависимость или нет, может только специалист. Не делайте скоропостижных выводов и не отчаивайтесь. Вы все это знаете... Теперь главное - понять. Прочитайте еще раз. НАУЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ «НЕТ» НАРКОТИКАМ! Сказать «нет» - это целая наука, которую, кстати, не всегда до конца постигают даже взрослые люди. Отказывая, важно смотреть собеседнику в глаза. Твой голос должен быть твердым и уверенным. Ты имеешь право принимать решения, говорить «нет» и не чувствовать себя за это виноватым. Некоторые примеры или сценарии отказа: «Нет, я не употребляю наркотики». Это ответ, который не требует объяснения, и может звучать вслед за предложением любого вида наркотиков. «Нет, спасибо. Мне надо идти на тренировку». Рациональное обоснование отказа не вызовет удивления у тех людей, которые предлагают попробовать наркотик. Это так же не вызовет у них особых опасений - они убедятся, что это не их жертва и очень быстро потеряют интерес. На вопрос «Тебе слабо?» можно ответить так: «Мне слабо сидеть на игле всю оставшуюся жизнь». «Спасибо, нет. Это не в моем стиле». «Отстань!» «Почему ты продолжаешь давить на меня, если я уже сказ ал (а) «НЕТ»?» «Наркотики меня не интересуют». Если собеседник начинает подтрунивать над отказом, нужно поддержать «шутливую» форму разговора. Если давление будет все настойчивее, нужно помнить, что всегда можно просто уйти

свернуть

Условия соглашения между законными представителями и педагогом-психологом государственного учреждения образования «Колодищанская средняя школа №2» на психолого-педагогическое сопровождение

Условия соглашения между законными представителями и педагогом-психологом государственного учреждения образования «Колодищанская средняя школа №2» на психолого-педагогическое сопровождение

Настоящее соглашение заключается между законными представителями учащихся государственного учреждения образования «Колодищанская средняя школа №2» (далее- учреждение образования) с одной стороны, педагогом-психологом учреждение образования с другой, действующего на основании Устава учреждение образования и в соответствии с Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи».

Предмет соглашения:

Соглашение регистрирует готовность обеих сторон к сотрудничеству для обеспечения ребенку благоприятных условий развития в рамках психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Оно регистрирует согласие родителей на оказание педагогом-психологом гимназии своевременной комплексной личностно ориентированной, психологической помощи учащимся в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения.

Диагностические мероприятия в школе проводятся с целью:

  • организации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании;
  • пропаганды среди учащихся здорового образа жизни, оказании содействия в преодолении учащимися школьных факторов утраты здоровья, психопрофилактической и просветительской работы по предупреждению вредных привычек, противоправного и асоциального поведения;
  • создания условий для получения коррекционно-развивающей помощи и поддержки всем нуждающимся гимназистам, содействия успешной социализации, преодолении кризисных периодов на всех этапах обучения;
  • предупреждения семейного неблагополучия;
  • ранней профилактики отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении учащихся;
  • оказания содействия в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения, воспитания и развития;
  • оказания содействия в создания условий для социально-психологического развития классных коллективов, профилактики конфликтных ситуаций, формирования благоприятного социально-психологического климата в классных коллективах;
  • создания психологически благоприятных условий для реализации образовательных программ;
  • выработки индивидуальных рекомендаций для родителей и педагогов гимназии;
  • статистического анализа

Основные диагностические задачи в 1-4-х классах:

  • изучения социально-психологической адаптации обучающихся в школьной среде;
  • оценки уровня содержания школьной мотивации обучающихся;
  • изучения особенностей познавательной деятельности;
  • изучения психологических особенностей эмоциональной и личностной сферы;
  • выявление степени социально-психологической готовности детей к обучению в среднем звене.

Основные диагностические задачи в 5-8 классах:

  • изучение адаптации обучающихся 5-х классов в средней школе;
  • изучение причин трудностей в учении, нарушении поведения обучающихся;
  • изучение интересов и склонностей учащихся в рамках профориентационной работы;
  • исследование эмоционального благополучия учащихся в рамках работы по формированию позитивно-ориентированного мышления.

Основные диагностические задачи в 9-11-х классах:

  • изучение эмоциональных состояний на этапе профессионального самоопределения;
  • профориентационная диагностика для расширения сферы возможных профессиональных решений;
  • изучение социально-психологической адаптации обучающихся 10-х классов;
  • исследование эмоционального благополучия учащихся в рамках работы по формированию позитивно-ориентированного мышления;
  • изучение личностных особенностей и возможных вариаций взросления, трудностей, которыми может сопровождаться личностное и психическое развитие в ранней юности (по индивидуальному запросу родителей).

Групповые развивающие занятия с обучающимися проводятся по плану психолого-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса и по результатам диагностических мероприятий. Для проведения индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, не включенных в плановую работу педагога-психолога, требуется письменный запрос законных представителей.

Законные представители обязаны:

  • в случае присутствия на диагностическом мероприятии, приходить в заранее согласованное время, с учетом режима школы и графика работы специалиста;
  • при оказании психологической помощи выполнять рекомендации психолога, сотрудничать с ним.

Педагог-психолог обязан:

  • квалифицированно выполнять свои должностные обязанности;
  • не допускать негуманных и дискриминационных действий при оказании психологической помощи;
  • уважать и соблюдать права, свободы и законные интересы граждан при оказании им психологической помощи;
  • сохранять профессиональную тайну;
  • соблюдать нормы профессиональной этики.

Законные представители имеют право на:

  • уважительное и гуманное отношение;
  • сохранение профессиональной тайны;
  • получать полную информацию по результатам диагностических мероприятий через консультацию с педагогом-психологом;
  • получать информацию о проводимых диагностических и коррекционно-развивающих занятиях, в которых участвует ребенок.

Педагог-психолог имеет право на:

  • защиту своих профессиональных прав;
  • отказ от оказания психологической помощи в случае, если обращение за оказанием психологической помощи не обусловлено наличием психологических проблем и (или) необходимостью преодоления последствий кризисных ситуаций.

 

свернуть

Памятка родителям первоклассников

 

 

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  • Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

 

ВАШ РЕБЕНОК – ПЯТИКЛАССНИК

Уважаемые мамы и папы!

Если вы испытываете чувство озабоченности или беспокойство в отношении своего пятиклассника, то мы рады предложить вам эти рекомендации, как средство, которое поможет решить некоторые проблемы. 

Формирование учебной  мотивации

  1. Не мешайте подростку учиться самостоятельно. Только в процессе самостоятельных открытий, «озарений» у него появится желание учиться дальше. Радость от постижения нового – самый лучший мотивирующий фактор.
  2. Учебный труд интересен только тогда, когда он разнообразен. Не повторяйте дома школьную систему. Пусть подросток сам организует свой учебный труд дома, как ему нравится, сам решит, как обставить свой рабочий уголок, как организовать свое рабочее время.
  3. Любой человек  выполняет деятельность с удовольствием только тогда, он когда понимает, для чего это нужно. Ребенок не знает, где ему могут пригодиться знания по природоведению? Покажите эту область. Причем, желательно, чтобы знания были востребованы именно сегодня, так понимание того, что эти знания будут нужны через несколько лет, не являются мотивирующим фактором.
  4. Покупайте интересные книги («Занимательная физика», «Занимательная геометрия»), справочники то разным учебным дисциплинам. Может быть, через интерес к этим книгам сформируется и интерес к предмету в целом. Еще Л.Фейербах утверждал: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума».
  5. Не спешите облегчить труд подростка (сделать за него домашнее задание, потребовать от учителя отменить какой-либо вид работы). Но и не заставляйте ребенка переделывать задание, выполнять нудную монотонную работу, заучивать дополнительно трудный, непонятный материал. Помните, что ни слишком трудный, ни слишком легкий материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
  6. Вселяйте в ребенка уверенность, что у него все непременно получится. Рассказывайте о том, какие проблемы в учебе возникали в детстве у вас. Если ребенок не верит в свои силы, то у него формируется обученная беспомощность, то есть он не в силах выполнять деятельность успешно.
  7. Ни в коем случае не наказывайте ребенка за неудачи в учебе. Это не способствует повышению мотивации.
  8. В этом возрасте начинают проявляться интересы, учение ребенка становится избирательным: на любимые предметы он тратит больше времени, на нелюбимые меньше. Не мешайте ему самоопределяться. Если он успешен в чем-то одном, готов заниматься этим предметом часами, это уже хорошо. Усвоить все предметы одинаково хорошо очень сложно.
  9. Ребенку нравится только то, что он знает хорошо, что ему удается. Иногда отсутствие интереса к какому-либо предмету связано с тем, что у ребенка очень много пробелов в знаниях. Это мешает ему усвоить дальнейший материал. Помогите ребенку восполнить эти пробелы.
  10. Помните: если подросток проявляет нежелание учиться – это не каприз, а крик о помощи. Не ругайте, а выясните причины такого поведения.

Школьная тревожность и ее преодоление

  1. Прежде всего успокойтесь сами. Ничего страшного не случилось, дети иногда получают двойки, падают, ссорятся с друзьями и т.д.
  2. Попробуйте вместе с ребенком проанализировать ситуацию, которая им предстоит. Как известно, обычное, знакомое волнует меньше, чем незнакомое. Ребенку надо писать контрольную? Прекрасно! Вспомните вместе с ним, в какой классной комнате это будет происходить, какого цвета тетрадь для контрольных работ. Представьте, как он входит в класс, как начинает писать. Оказывается, совсем не страшно!
  3. Проанализируйте с ребенком его положительный опыт. Вселите в него уверенность, что он сможет преодолеть и эту ситуацию.
  4. Проанализируйте с ним и те ситуации, в которых он совершил ошибки. Подумайте, чем эти ошибки были порождены?  Помогите разобраться в том, что ребенок не понимает.
  5. Часто тревожного человека мучит мысль: «А вдруг что-то случится?» Обсудите эту тему с ребенком. Выясните, чего он боится. Ему страшно получить двойку? А что случится, если он получит двойку? Объясните ему, что не будете его ругать, поймете, что это произошло случайно. Выразите готовность помочь ребенку в этом случае. Он должен знать, что вы будете поддерживать его в любом случае.
  6. С детьми, у которых сильная нервная система, можно применять положительные стимулы. Пообещайте ребенку что-то особенное, если он справится с заданием успешно. Не переусердствуйте, потому что слишком значимые стимулы могут ухудшить деятельность ребенка. Даже если он не выполнить все так хорошо, как задумал, все равно поощрите его.
  7. Наш язык достаточно богат для выражения чувств. Поэтому свое мнение можно выразить честно. Можно сказать: «Молодец, ты сделал это хорошо!» Можно сказать по-другому: «Молодец, мы постарался хорошо! Пусть еще не все получилось, но я верю, что у тебя все получится!»

Если дети имеют мало настоящих товарищей или

с ними «не очень»  хотят дружить

А) Учите играм, в которых надо участвовать вместе с друзьями.

Б) Дом оснастить предметами, привлекающими других детей. Должно быть место, где дети могут самостоятельно общаться, чувствовать себя как дома. Угостите чем нибудь гостей вашего ребенка.

В) Пригласите друзей вашего ребенка на совместную прогулку.

Г) Знакомьтесь с друзьями вашего ребенка. Относитесь с уважением к товарищам вашего ребенка. Интересуйтесь их жизнью.

Д) Принимайте гостей дома.

И еще несколько советов родителям пятиклассников:

  1. Если ваш ребенок имеет какие-то особенности характера (медлителен, импульсивен, чувствителен) или здоровья, сообщите об этом классному руководителю, он обязательно учтет это.
  2. Если ваш ребенок чем-то обижен, не спешите идти в школу разбираться. Он, конечно, говорит вам правду, но это только его видение. Послушайте и других участников инцидента, составьте свое мнение. Помните: вы не сможете всю жизнь жить за ребенка, научите его выходить из конфликтных ситуаций самостоятельно.
  3. У вашего ребенка будут разные учителя с разными требованиями. Важно, чтобы он научился эффективно работать на каждом уроке: это обогатит его жизненный опыт.
  4. На первых порах, знакомясь с чем-то новым, подросток не принимает его, капризничает, говорит, что раньше было лучше. Не поддерживайте эти разговоры ребенка, помогите ему приспособиться к новым условиям.
  5. Ваш ребенок входит в очень трудный этап жизни – отрочество. Наберитесь терпения, чтобы вместе с ним перерасти этот период!

 

свернуть