РУС БЕЛ ENG

Жизнь без насилия

План мероприятий районной межведомственной профилактической акции «Синяя лента»

Цель: формирование стойкого непринятия к любым проявлениям насилия в отношении детей и подростков, привлечение внимания подростков, родительской и педагогической общественности к проблеме насилия, в т. ч. половой неприкосновенности, формирование негативного отношения к насилию путем проведения профилактических мероприятий.

Задачи: предупредить        факты насилия и жестокого отношения к детям и подросткам, в том числе преступные деяния, связанные с половой неприкосновенностью несовершеннолетних; повысить уровень информированности родителей (законных представителей) по проблеме насилия и жестокого отношения к несовершеннолетним; разъяснить ответственность, предусмотренную законодательством, за противоправные действия в отношении детей; распространить положительный опыт семейного воспитания.

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Участники

Ответственный

1.

Анонсирование проведения Акции на интернет-ресурсах. Освещение в интернет-ресурсах о мероприятиях, проводимых в рамках Акции.

08.04.2024 в период проведения Акции

Учащиеся

1-11 классов, родители, педагоги

Нечай Ю.В.,

заместитель директора по воспитательной работе

2.

Анкетирование «Отношение к проблеме насилия и жестокого отношения к несовершеннолетним»

До 20.04.2024

Учащиеся

7-11 классов

Шпилевская Т.А., Стубайло М.И.

педагоги-психологи

3.

Актуализация информации профилактического характера о недопустимости насилия и жестокого отношения к детям на информационных стендах в уголках правовых знаний, а также на интернет-сайтах

в период проведения Акции

Учащиеся

1-11 классов, родители, педагоги

Педагоги-психологи, педагоги социальные

 

4.

Единый родительский день: консультации по вопросам профилактики насилия; размещение информационно-профилактических материалов в родительские чаты.

20.04.2024

Родители

Жмакина И.О. социальный педагог Шпилевская Т.А.

педагог-психолог классные руководители

5.

Классные часы и информационные часы: «Права есть и у меня», «Оглянись на свой поступок», «Быть или казаться?».

09.04.2024 -19.04.2024

Учащиеся

1-11 классов

Классные руководители

6.

Работа спортивного семейного клуба «#KolSportFam»

13.04.2024

20.04.2024

27.04.2024

Учащиеся

1-11 классов, родители

Нечай Ю.В.,

заместитель директора по воспитательной работе

7.

Беседа-предупреждение «Буллинг и троллинг в социальных сетях», «Правила поведения и общения в интернет-пространстве»

в период проведения Акции

Учащиеся 7-9 классов

Дулебо А.В. педагог социальный Стубайло М.И.

педагог-психолог

8.

Фото-флешмоб «Мы против насилия!»

в период проведения Акции

Учащиеся 1-11 классов

Классные руководители

9.

Встреча с врачом «На пути во взрослую жизнь»

в период проведения

Акции

Учащиеся

8-11 классов

Врач УЗ «Колодищанская поликлиника»

10.

Выставка творческих работ учащихся и законных представителей «Семейные ценности»

22.04.2024-

30.04.2024

Учащиеся 1-11 классов

Классные руководители

11.

Организация работы «Почта доверия»

в период проведения Акции

Учащиеся

1-11 классов, родители

Педагоги-психологи, педагоги социальные

12.

Изготовление и распространение памяток для родителей и учащихся по профилактике жесткого обращения с детьми

в период проведения Акции

Учащиеся

1-11 классов, родители

Педагоги-психологи, педагоги социальные

13.

Индивидуальные консультации для учащихся и родителей по формированию здорового образа жизни.

в период проведения Акции

Учащиеся

1-11 классов, родители

Педагоги-психологи, педагоги социальные

 

 

свернуть

Региональная карта помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия или эксплуатации Минской области

Детство должно улыбаться

«Насилие над детьми и подростками включает в себя любую форму плохого обращения с ними, допускаемую родителями, опекунами или воспитателями», — такое определение принадлежит H. Kempe.

Насилие над детьми чаще всего трактуется как жестокое обращение с ребенком. Жестокое обращение с ребенком включает в себя следующие виды насилия: физическое, сексуальное, психическое, запущенность или пренебрежение нуждами ребенка.

 Самое ценное, что есть у нас, — это наши дети!

  • Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
  • Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
  • Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
  • Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
  • Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
  • Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.
  • Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
  • Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.
  • Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям! 

Упражнения для снятия сильного эмоционального напряжения:

  1. Закройте   глаза,   медленно   вдыхая   и  выдыхая воздух, посчитайте про себя до десяти.  Мысленно представьте, что у Вас в руках лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать и  сжимайте до тех  пор, пока не почувствуете, что  «выжали» весь сок. Сжимать можно две руки сразу или по очереди. После того, как «выжали»  лимон  до   капельки,   расслабьте  руки  и  насладитесь состоянием покоя.
  2. Представьте  себе,  что  Вы  большой воздушный   шар,   наполненный   воздухом.  Напрягите все мышцы тела, вдохните как можно  больше  воздуха,   замрите  на  3-5   секунд  и  начинайте медленно выпускать воздух из легких,   расслабляя мышцы тела: кисти рук, мышцы плеч,  шеи, корпуса, ног и т. д.
  3. При   сильном   психологическом напряжении   Вы   можете   сделать   10-20 несложных   физических   упражнений   (приседаний, прыжков, взмахов руками).    

Теперь Вы справились со своими эмоциями  и  можете  спокойно  побеседовать  по  поводу возникших проблем.   Если   у   Вас   возникли   проблемы   в  воспитании ребенка,   если   Вы   не   можете  наладить контакт с ним, если Вас настораживают изменения   в   поведении   ребенка   или   его школьная   неуспеваемость,   не   торопитесь   применять   крайние воспитательные   меры.                            

Поговорите с ребенком. Расскажите ему, что в Вашей   жизни   тоже   случались   трудности,     проблемы и что сейчас Вам живется не совсем так, как хотелось бы. Спросите совета, как бы  Ваш ребенок поступил в сложившейся ситуации на Вашем месте, может быть, именно так Вы сможете решить проблему ребенка, не потеряв его доверия, уважения и веры в то, что самые мудрые, самые лучшие на свете родител

свернуть

Насилие в семье можно остановить

Что такое домашнее насилие?

Физическое насилие выражается в нанесении увечий, тяжких телесных повреждений, побоях, пинках, шлепках, толчках, пощечинах, бросании объектов и т.д.

Сексуальное насилие – это принуждение к сексуальному акту с использованием силы, угроз или шантажа (изнасилование), причинение боли или вреда здоровью посредством сексуальных действий.

Экономическое насилие – использование денег для контролирования партнера. Это отказ в содержании детей, единоличное принятие финансовых решений, создание ситуации, при которой партнер вынужден выпрашивать деньги или отчитываться в любых тратах, утаивание доходов, растрачивание семейных денег, запрет работать, принуждение работать, изъятие заработанных денег.

Психологическое насилие – выражается в унижении, оскорблении, контролировании поведения, изоляции, ограничении круга общения жертвы, допросе, шантаже, угрозах причинения насилия и т.д.

Как предупредить насилие:

 Не быть инициатором борьбы. Не допускать, чтобы ответственность за начало нового эпизода борьбы могла быть возложена на вас.

  • Помочь партнеру прекратить борьбу против вас. Это означает: сделать так, чтобы ему стало понятно, что он своих целей не достигнет, если будет стремиться подавить вас или тайно влиять на вас.
  • Сделать так, чтобы партнеру было ясно, что бороться невыгодно, в первую очередь, для него же самого.

 Чтобы управлять ситуацией,

вам следует:

 Исключать эмоциональные «перехлесты», которые захватывают вас, лишают способности принимать взвешенные решения.

  • Обеспечивать свободу принятия решений.
  • Снижать свою податливость к нежелательному психологическому воздействию.

В ситуации нарастания конфликта попытайтесь перейти в особый режим функционирования. Он включает в себя три состояния:

Спокойствие, готовность к гибкому поиску путей к взаимопониманию. Осознание своих долгосрочных, а не сиюминутных интересов.

Уважение к другому, признание его права на ошибки, готовность помочь ему от них избавиться. Способность уступить там, где это не принципиально.

Быть начеку, исполниться силой. Готовность к борьбе, мобилизация. Однако состояние борьбы не должно захватывать вас – иначе вы рискуете потерять контроль над ситуацией.

Если вам угрожает насилие, вы можете составить план, который позволит вам быстро действовать в момент, когда это необходимо. Никто лучше вас не знает вашей ситуации, поэтому составьте такой план, который будет полезен именно вам.

Вот пример такого плана:

  • Если вы чувствуете, что можете подвергнуться насилию, уходите, пока агрессора нет поблизости. Договоритесь о безопасном месте с кем-то, кому вы можете доверять.
  • Вы должны знать, как связаться с ближайшим отделением милиции или кризисным центром.
  • Если у вас нет возможности покинуть дом, закройтесь в комнате с телефоном и позвоните в милицию, или кому-то, кто может помочь вам.
  • Кричите так, чтобы ваши соседи могли услышать вас и вызвать милицию.
  • Если вы вынуждены оставить дома детей, позвоните в милицию, как только покинете дом.
  • Проверьте себя и детей на наличие травм и, если это необходимо, обратитесь в травмпункт или поликлинику.
  • Если вы решили уйти насовсем, вам понадобятся паспорт и документы на детей, деньги, необходимые лекарства, вещи первой необходимости или имеющие личную ценность. Предусмотрите это заранее

Ни один человек не может подвергаться избиениям, угрозам, унижениям и всему тому, что приводит к эмоциональным травмам или физическим повреждениям. Уважайте себя. Защищайте свои права.

свернуть

Анкета «Характеристики насилия в семье глазами взрослых».

Интерпретация результатов анкеты не требует развернутых объяснений.

  1. Насилие – это (выберите не более трех вариантов):
  • Унижение достоинства другого человека
  • Причинение вреда другому человеку
  • Ситуация власти одного человека над другим
  • Способ самоутверждения
  • Способ контролировать эмоции и поведение другого человека
  • Принуждение другого человека совершать не характерные для него поступки и действия
  • Психическое отклонение
  • Другое (укажите) __________________________________________________________
  1. Как вы относитесь к проблеме насилия?
  • Категорически осуждаю насилие
  • Скорее осуждаю насилие, чем нет
  • Отношусь нейтрально
  • Допускаю, что в некоторых случаях оно возможно
  1. Как Вы считаете, какие виды насилия наиболее распространены в современной семье?
  • Физическое насилие
  • Психологическое насилие
  • Сексуальное насилие
  • Экономическое насилие
  1. В отношении кого, с вашей точки зрения, чаще всего совершается насилие в семье?
  • В отношении детей
  • В отношении женщин
  • В отношении мужчин
  • В отношении стариков
  • В отношении животных
  • Другое (укажите) ___________________________________________________________
  1. Рассматриваете ли вы наказание детей как акт насилия?
  • Да
  • Скорее да, чем нет
  • Нет
  • Скорее нет, чем да
  1. Какие виды наказаний ребенка в семье вы можете отнести к акту насилия?
  • Оскорбление
  • Физическое воздействие
  • Лишение удовольствий
  • Запрет на деятельность, приносящую удовольствие
  • Другое (укажите) ___________________________________________________________
  1. Наказывали ли вас родители, когда вы были ребенком?
  • Да
  • Нет

Способы наказания:

  • ругали за поступок
  • применяли физическое наказание
  • лишали удовольствий
  • ставили в угол
  • Другое (укажите) ____________________________________________________________
  1. Какие из перечисленных характеристик вы можете рассматривать в качестве причин насилия в семье?
  • Традиции воспитания человека в родительской семье
  • Жизненные проблемы
  • Неурядицы на работе
  • Демонстрация насилия в печатных и телевизионных СМИ
  • Склонность личности к насилию
  • Неуравновешенность эмоциональной сферы (эмоциональные срывы)
  • Ситуации безысходности и отчаяния
  1. Считаете ли, что ниже указанные характеристики можно рассматривать в качестве факторов, влияющих на рост насилия в семье (не более двух выборов)?
  • Снижение уровня нравственности и морали в обществе
  • Снижение уровня материального обеспечения населения
  • Постоянное увеличение фильмов и телепередач, основной темой которых является насилие на ТВ
  • Увеличение числа гражданских браков
  • Увеличение количества неполных семей
  1. Какие из учреждений помощи семье вы знаете?
  • Полиция
  • Социальные службы
  • Центр помощи семье
  • Комиссия по делам несовершеннолетних
  • Суд
  • Телефон доверия
  • Центр планирования семьи
  • МЧС
  • Скорая помощь
  1. Как часто и по какой причине вы ссоритесь со своим супругом (ой)?
  • Часто
  • Редко
  • Иногда
  • Никогда
  1. Боитесь ли вы остаться с пьяным разозленным мужем (женой) один на один?
  • Да
  • Нет
  1. Можно ли сказать, что ваша собственная семья является отражением семьи ваших родителей?
  • Да
  • Нет
  • Не знаю
  1. Какие из нижеприведенных утверждений отражают, по вашему мнению, факт насилия одного члена семьи над другими?
  • «Милые бранятся, только тешатся»
  • «Недосол на спине, пересол на спине»
  • «Сор из избы не выносят»
  • «Муж да жена – одна сатана»
  • «Бьет, значит, любит»
  • «Муж за рюмку, жена за палку»
  • «Муж – как бы хлеба нажить, жена – как бы мужа избыть»
  1. Нужны ли психологические тренинги и беседы по проблеме домашнего насилия?
  • Для жертв насилия
  • Для членов семьи, выступающих в качестве насильников
  • Для тех и для других
  • Для людей, еще не столкнувшихся с проблемой насилия
  • Психологические тренинги и беседы по проблеме домашнего насилия бесполезны 
свернуть

Методика интервью для диагностики насилия

Данная методика применяется для диагностики случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Она предназначена для подростков и существует в двух вариантах: для подростков 11-12 лет и для подростков 13-14 лет. Ситуации для подростков 11-12 лет выделены жирным шрифтом, а для подростков 13-14 лет – курсивом. Интервью проводится индивидуально.

Инструкция. Перед тобой ситуации, в которые попадали твои ровесники. После каждой ситуации есть несколько вопросов, обведи кружочком том ответ, который больше всего совпадает с твоим мнением. Не надо думать над вопросами очень долго, это не тест, здесь нет правильных и неправильных ответов.

Дата:

Твой возраст:

Твой пол:

Твой класс:

Кто живет с тобой в семье (у тебя дома), перечисли:

 

Костя живет с родителями. Кажется, что у него есть все, что нужно нормальному ребенку: хорошая одежда, хорошая еда, игрушки, школьные принадлежности. Но все же Костя чувствует себя одиноким, так как родители не интересуются его жизнью, его проблемами, хотя ему бы этого очень хотелось.

Костя живет с родителями. Кажется, что у него есть все, что нужно нормальному человеку. Хорошая одежда, хорошая еда, школьные принадлежности. Но все же Костя чувствует себя одиноким, так как родители не интересуются его жизнью, его проблемами, хотя ему бы этого очень хотелось.

  1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Кости, находятся...
  • Много детей.
  • Мало детей.
  • Никто.
  • Не знаю.
  1. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Костей?
  • Я знаю многих таких.
  • Я знаю одного такого.
  • Не знаю ни одного.
  1. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Кости...
  • Очень похожа.
  • Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
  • Совершенно другая.

 

Таня часто голодает, потому что взрослые не готовят для нее еду. Ей не покупают соответствующую сезону одежду или забывают постирать или погладить имеющуюся.

Таня часто голодает, потому что взрослые не покупают продуктов питания, и не дают денег Тане на еду. Ей не покупают соответствующую сезону одежду, у нее нет возможности постирать или погладить имеющуюся.

  1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Тани, находятся...
  • Многодетен.
  • Мало детей. Никто.
  • Не знаю.
  1. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Таней?
  • Я знаю многих таких.
  • Я знаю одного такого.
  • Не знаю ни одного.
  1. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Тани...
  • Очень похожа.
  • Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
  • Совершенно другая

 

Женя учится в 6 классе, но не имеет ничего собственного: игрушек, своей комнаты, места, где можно делать уроки. Никто не присматривает за ним. Он возвращается домой, когда хочет, иногда очень поздно и ночью.

Женя учится в 10-м классе, но не имеет ничего собственного: своей комнаты, места, где можно делать уроки. Никто не присматривает за ним и не волнуется, когда он возвращается домой очень ночью.

  1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Жени, находятся...
  • Много детей.
  • Мало детей.
  • Никто.
  • Не знаю.
  1. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Женей?
  • Я знаю многих таких.
  • Я знаю одного такого,
  • Я знаю несколько таких,
  • Не знаю ни одного.
  1. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Жени...
  • Очень похожа.
  • Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
  • Совершенно другая.

 

Родители Миши контролируют каждое его действие. Он редко проводит время со своими друзьями и только тогда, когда родители считают, что друг ему подходит. Его мать часто приходит в школу проверить его и посмотреть, не нуждается ли он в помощи.

Родители Миши контролируют каждое его действие. Он редко проводит время со своими друзьями и только тогда, когда родители считают, что друг ему подходит. Его мать часто приходит в школу проверить его и посмотреть, не нуждается ли он в помощи.

  1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Миши, находятся...
  • Много детей.
  • Мало детей.
  • Никто.
  • Не знаю.
  1. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Мишей?
  • Я знаю многих таких.
  • Я знаю одного такого.
  • Я знаю несколько таких,
  • Не знаю ни одного.
  1. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Миши...
  • Очень похожа.
  • Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
  • Совершенно другая.

 

Родители Пети часто кричат на него, они оскорбляют и унижают его, обзывая разными словами.

Родители Пети часто кричат на него, они оскорбляют и унижают его, обзывая разными словами.

  1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Пети, находятся...

Много детей.

Мало детей.

Никто.

Не знаю.

  1. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Петей?
  • Я знаю многих таких.
  • Я знаю одного такого.
  • Я знаю несколько таких,
  • Не знаю ни одного.
  1. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Пети...
  • Очень похожа.
  • Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
  • Совершенно другая.

 

Отец Гоши часто поднимает на него руку, так что ушибы и ссадины у него по всему телу.

Отец Гоши часто поднимает на него руку, так что ушибы и ссадины у него по всему телу.

  1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Гоши, находятся...
  • Много детей.
  • Мало детей.
  • Никто.
  • Не знаю.
  1. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Гошей?
  • Я знаю многих таких.
  • Я знаю одного такого.
  • Я знаю несколько таких,
  • Не знаю ни одного.
  1. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Гоши...
  • Очень похожа.
  • Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
  • Совершенно другая.

 

Родители Ларисы часто бьют ее за проступки, не выяснив причины.

Родители Ларисы часто бьют ее за проступки, не выяснив причины.

  1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Ларисы, находятся...
  • Много детей.
  • Мало детей.
  • Никто.
  • Не знаю.
  1. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Ларисой?
  • Я знаю многих таких.
  • Я знаю одного такого.
  • Я знаю несколько таких,
  • Не знаю ни одного.
  1. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Ларисы...
  • Очень похожа.
  • Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
  • Совершенно другая.

 

Аня – ученица 6 класса, активная и жизнерадостная девочка. Однажды с Аней случилась история: против ее воли один человек трогал ее интимные части тела и заставлял трогать свои. Аня переживала эту ситуацию, стала более замкнутой и раздражительной.

Аня – ученица 10-го класса, активная и жизнерадостная девушка. Однажды с Аней случилась история: против ее воли один человек трогал ее интимные части тела и заставлял трогать свои. Аня переживала эту ситуацию, стала более замкнутой и раздражительной.

  1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Ани, находятся...
  • Много детей.
  • Мало детей.
  • Никто.
  • Не знаю.
  1. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Аней?
  • Я знаю многих таких.
  • Я знаю одного такого.
  • Я знаю несколько таких,
  • Не знаю ни одного.
  1. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Ани...
  • Очень похожа.
  • Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
  • Совершенно другая.

 

Один знакомый Оли пригласил ее на чай. После чаепития он заставил ее трогать его интимные места и попросил никому не рассказывать о случившемся. Даже родители Оли об этом ничего не знают.

Один знакомый Оли пригласил ее на чай. После чаепития он заставил ее трогать его интимные места и попросил никому не рассказывать о случившемся. Даже близкая подруга и родители Оли об этом ничего не знают.

  1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Оли, находятся...
  • Много детей.
  • Мало детей.
  • Никто.
  • Не знаю.
  1. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Олей?
  • Я знаю многих таких.
  • Я знаю одного такого.
  • Я знаю несколько таких,
  • Не знаю ни одного.
  1. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с ситуацией Оли...
  • Очень похожа.
  • Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
  • Совершенно другая.

 

Максима заставляли смотреть видео о сексе и порно-фотографии, когда он этого не хотел. Ему было противно, но возможности уйти не было.

Максима заставляет фотографироваться в обнаженном виде против его воли. Ему было очень противно и неприятно, но возможности уйти не было.

  1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Максима, находятся...
  • Много детей.
  • Мало детей.
  • Никто.
  • Не знаю.
  1. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Максимом?
  • Я знаю многих таких.
  • Я знаю одного такого.
  • Я знаю несколько таких,
  • Не знаю ни одного.
  1. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Максима...
  • Очень похожа.
  • Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
  • Совершенно другая.

 

Оксана часто получает плохие оценки за домашние задания, потому что дома нет возможности заниматься уроками: шумные гости родителей, много домашних дел, отсутствие места, где можно делать уроки.

Оксана часто получает плохие оценки за домашние задания, потому что дома нет возможности заниматься уроками: шумные гости родителей, много домашних дел, отсутствие места, где можно делать уроки.

  1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Оксаны, находятся...
  • Много детей.
  • Мало детей.
  • Никто.
  • Не знаю.
  1. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Оксаной?
  • Я знаю многих таких.
  • Я знаю одного такого.
  • Я знаю несколько таких,
  • Не знаю ни одного.
  1. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Оксаны...
  • Очень похожа.
  • Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
  • Совершенно другая.

 

Бывает так, что родители или опекуны бьют своих детей в тех или иных жизненных ситуациях. Когда, на твой взгляд, можно физически наказывать ребенка (поставьте галочку перед выбранными вариантами, число выборов не ограничено)?

Бывает так, что родители или опекуны бьют своих детей в тех или иных жизненных ситуациях. Когда, на твой взгляд, можно физически наказывать ребенка (число выборов не ограниченограничено)?

1) лжет;

2) поздно возвращается домой;

3) получает плохие отметки в школе;

4) прогуливает уроки;

5) ворует;

6) неуважительно относится к старшим и родственникам;

7) испортит что-то ценное;

8) не заботится о своей одежде и рвет ее;

9) расстраивает родителей;

10) курит;

11) употребляет алкоголь.

Есть ли у тебя тайна, которую ты боишься рассказать?

Есть ли у тебя тайна, которую ты боишься рассказать?

Да.Пожалуй, нет.Точно нет.

 

Интерпретация результатов проходит путем подсчета ответов на вопросы к ситуациям с первой по одиннадцатую. Если ребенок дает большинство ответов под номером 1 (на последний вопрос «да»), то, скорее всего, он периодически переживает ситуацию насилия, если большинство ответов под номером 2 (на последний вопрос «трудно сказать»), то в жизни ребенка, возможно, был эпизод насилия, если же большинство ответов 3 (на последний вопрос «нет»), то ребенок, скорее всего ситуацию насилия не переживал.

свернуть

Методика «Письмо другу»

Проективная методика «Письмо другу» направлена на диагностику случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Методика предназначена для подростков. В методике описывается ситуация насилия, в которую попал ровесник. Подросткам предлагается написать герою письмо с поддержкой. Процедура исследования проводится в группе.

Несовершеннолетнему предлагается ситуация:

«В октябре прошлого года в (место, территориально удаленное от места исследования) произошел такой случай: Дима, который учится в 7-м (10-м) классе, попал в больницу с многочисленными ушибами, ссадинами и переломами. Ситуация, предшествующая этому, была такой.

Когда Дима пришел после уроков домой, он увидел, что пьяные родители сидели на кухне. Они стали придираться к Диме, обзывать, ругать его. Дима в ответ пытался возразить, отец от этого пришел в ярость и начал избивать сына всем, что попадалось ему под руку. Сейчас Диме предстоит длительное лечение в больнице.

Для того чтобы поддержать Диму, мы решили попросить его ровесников написать Диме письма. Мы думаем, что когда Дима будет их читать, он почувствует вашу поддержку и скорее пойдет на поправку».

Интерпретация результатов. Предполагается, что подросток, переживший насилие, скорее будет говорить о том, что «хорошо понимает его», «со мной тоже такое бывало», «я тоже чувствовал» и т.д. Поэтому главным средством интерпретации полученных результатов является метод контент-анализа.

свернуть

Методика диагностики представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения»

Методика предназначена для диагностики когнитивного, эмоционального и поведенческого аспекта представлений ребенка о насилии. Используется для подростков и раннего юношеского возраста. Методика может проводиться как индивидуально, так и в группе. Каждому ребенку дается бланк с предложениями, которые ему нужно закончить. Время проведения – 15 мин.

Инструкция: перед тобой несколько незаконченных предложений. Напиши, пожалуйста, окончание к каждому предложению. Пиши тот ответ, которым первым пришел к тебе в голову. Это не тест, здесь нет правильных и неправильных ответов.

  1. Я весь трясусь, когда …
  2. Если бы все ребята знали, как я боюсь…
  3. Если тебя разозлили, то нужно…
  4. Воспитывать детей нужно с помощью…
  5. Ребенок в семье…
  6. Мои близкие думают обо мне, что я…
  7. Я боюсь идти домой, когда…
  8. Я лучше побуду один, чем с…
  9. Когда я вижу, что кого-то бьют, мне
  10. Бить другого можно, когда…
  11. Дети с опаской относятся к окружающим, потому что…
  12. Применение физической силы к более слабому…
  13. Родители кричат на детей, когда…
  14. Когда у меня будут дети, я никогда…
  15. Наша семья была бы идеальной, если бы не…
  16. Я хочу побыть один, после…
  17. Я убежал бы из дома, если бы…
  18. Больше всего я не люблю, когда мои родители…
  19. Я хочу, чтобы меня…
  20. Приемлемое наказание – это…

Ответы на вопросы 2,7, 9,13,18,19 характеризуют эмоциональный аспект представлений ребенка о насилии; 3,4,11,20 – когнитивный; 1,8,10,12,14,16 – поведенческий аспект. Интерпретация полученных результатов проводится методом контент-анализа.

С помощью данной методики можно диагностировать три важнейших параметра, а именно: какое представление ребенок имеет о насилие как о явлении; с какими эмоциями приходится сталкиваться ребенку, с чем они связаны; какое поведение является приемлемым для ребенка в ситуации насилия.

свернуть

Анализ специальных психодиагностических материалов

При выявлении случаев насилия в отношении детей дошкольного и младшего школьного возрастов наиболее эффективным считается использование проективных методик:

-   «Свободный рисунок»,

  • Цветовой тест М. Люшера,
  • ЦТО (Цветовой тест отношений),
  • САТ,
  • «Неоконченные предложения»,
  • «Автопортрет»,
  • «Несуществующее животное»,
  • «Дом. Дерево. Человек»,
  • «Рисунок семьи»,
  • «Кинестетический рисунок семьи»,
  • «Нарисуй человека».

 При интерпретации рисунков и рассказов детей следует обращать внимание не только на общепризнанные сигналы проявления тревоги и конфликтов, но и на специфические детали. Более подробную ориентацию в специфических сигналах насилия дает «Шкала возможных показателей сексуального насилия в рисунках детей». Для более точной оценки ситуации данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

 При выявлении случаев насилия в отношении подростков и оценки тяжести их последствий помимо проективных методик можно использовать Шкалу тревоги, Шкалу депрессии, ММРI, а также специализированные анкеты и опросники, например, «Опросник травматических симптомов, 1992», «Детский травматический опросник, 1995».

 Необходимо учитывать, что признаки, характерные для различных форм жестокого обращения с детьми, могут встречаться и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому, после проведения скрининг-диагностики, при подозрении на случай совершенного или совершаемого насилия над несовершеннолетним, далее следует рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психологических особенностей, социальных условий и обстоятельств случая.

 И. Г. Малкина-Пых перечисляет рекомендации, которых следует придерживаться при выявлении и распознавании случаев насилия в отношении детей:

  • не нужно спешить с выводами и опираться только на какой-то один метод при определении, имело ли место насилие;
  • не стоит задавать наводящие вопросы;
  • если возникают сомнения в правдивости слов ребенка, можно попросить его рассказать о каком-либо эпизоде поподробнее;
  • при обсуждении сложной темы фиксируйте происходящее посредством записей, аудио- или видео- технологий;
  • в сложных случаях консультируйтесь с другими специалистами.

     

    Чтобы убрать некоторый субъективизм из интерпретации данных, полученных с помощью проективных тестов, целесообразно применение методов и методик, непосредственно ориентированных на работу с фактами насилия.

    - Методика диагностики представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения»

    - Методика «Письмо другу»

    - Методика интервью для диагностики насилия

    - Анкета «Характеристики насилия в семье глазами взрослых».

свернуть

Рассказ ребенка о факте насилия

Рассказ ребенка о себе, своем опыте, своих чувствах, отношении к своему телу может быть прямым или скрытым, то есть косвенным источником информации о насилии. Иногда возникает вопрос: может ребенок своим рассказом ввести специалиста в заблуждение, сказав неправду о насильственных действиях в свой адрес со стороны взрослых, например, солгать о сексуальном злоупотреблении? На самом деле дети очень редко лгут о том, что над ними совершили насилие. Большинство из них смущены и боятся, многие не понимают, что произошло. Испытывая страх перед насильником, ребенок может преуменьшать природу и степень насилия, а также сомневаться в том, что ему кто-нибудь поверит. Исследования  Н.К. Асановой подтверждают мнение о том, что в среднем ребенок должен рассказать 13 лицам, прежде чем один «ему поверит».

 Анкета «Характеристики насилия в семье глазами подростков».

 Интерпретация результатов анкеты не требует развернутых объяснений.

  1. Как часто ты проводишь свободное время со своими родителями (не более двух выборов)?
  • каждый день;
  • не чаще одного раза в неделю;
  • не чаще одного раза в месяц;
  • очень редко;
  • как придется;
  • когда у родителей есть время;
  • когда у меня есть время;
  • только в выходные.
  1. Кому из членов семьи ты мог бы доверить свои секреты?
  • маме;
  • папе;
  • брату, сестре;
  • бабушке;
  • дедушке;
  • никому

 А кому-то другому?

  • подруге (другу);
  • двоюродной сестре (брату);
  • тете;
  • опекунам;
  • кошке или собаке.
  1. За что наказывают тебя твои родители?
  • за плохие отметки в школе;
  • за пропуски занятий;
  • за то, что не прибрал (-а) в квартире;
  • за то, что не вовремя вернулся (-ась) вечером с прогулки;
  • за плохое поведение;
  • за вранье;
  • за все;
  • родители никогда меня не наказывают.
  1. Какой вид наказания чаще всего используют твои родители?
  • ругают за поступок;
  • лишают карманных денег;
  • не разрешают общаться с друзьями (подвергают домашнему аресту);
  • не разрешают смотреть телевизор;
  • не разрешают играть на компьютере;
  • ставят в угол;
  • бьют;
  • другое (укажите) ________________________________________________________
  • никогда не наказывают.
  1. Согласен ли ты с методами наказания своих родителей?
  • да;
  • скорее да, чем нет;
  • скорее нет, чем да;
  • нет.
  1. Будешь ли ты наказывать своих детей, когда станешь взрослым?
  • да;
  • нет;
  • не знаю.

 Если будешь, то за что?

  • за плохое поведение;
  • за плохие отметки;
  • за вредные привычки.
  1. По твоему мнению насилие – это:
  • унижение одного человека другим;
  • причинение физического вреда другому человеку;
  • подчинение себе другого человека;
  • другое (напиши) _________________________________________________________
  1. Как ты относишься к насилию?
  • осуждаю насилие
  • скорее осуждаю, чем нет
  • отношусь нейтрально
  • допускаю, что в некоторых случаях оно возможно
  1. Как ты думаешь, какие виды насилия встречаются в современной семье?
  • физическое насилие;
  • психологическое насилие;
  • сексуальное насилие;
  • экономическое насилие.
  1. Кто из членов семьи чаще всего, по твоему мнению, подвергается насилию?
  • младшие братья и сестры;
  • старшие братья и сестры;
  • папа;
  • мама;
  • дедушка, бабушка;
  • домашние животные;
  • другие (назови) _________________________________________________________
  1. Ты считаешь наказание детей в семье – это насилие?
  • да;
  • скорее да, чем нет;
  • скорее нет, чем да;
  • нет.
  1. Какое наказание ты расцениваешь как насилие над ребенком?
  • оскорбление словами;
  • физическое воздействие;
  • лишение удовольствия;
  • запрет на деятельность, приносящую удовлетворение;
  • сексуальное домогательство;
  • другое (назови) __________________________________________________________

13 Что, по твоему мнению, может быть причиной насилия в семье?

  • Жизненные проблемы
  • Неурядицы на работе
  • Демонстрация насилия в печатных и телевизионных СМИ
  • Склонность личности к насилию
  • Неуравновешенность эмоциональной сферы (эмоциональные срывы)
  • Ситуация безысходности и отчаяния
  • Алкоголизм родителей
  • Другое (укажи) __________________________________________________________
  1. Считаешь ли ты себя жертвой насилия?
  • Да
  • Скорее да, чем нет
  • Нет
  • Скорее нет, чем да
  1. Какому виду насилия ты подвергался?
  • Физическое насилие
  • Психологическое насилие
  • Экономическое насилие
  • Сексуальное насилие
  • Другое (укажи) __________________________________________________________

 

  1. Что, по твоему мнению, нужно сделать, чтобы избежать насилия?
  • Укажи _________________________________________________________________
  • Не знаю
  1. Ощущаешь ли ты себя защищенным и любимым в своей семье
  • Да
  • Нет
  • Не всегда
  1. В какие учреждения можно обратиться, если человек стал жертвой семейного насилия?
  • Милиция
  • Социальные службы
  • Центр помощи семье
  • Комиссия по делам несовершеннолетних
  • Суд
  • Телефон доверия
  • Центр планирования семьи
  1. Какие правовые документы по защите семьи от насилия существуют в нашем законодательстве?
  • Конституция
  • Семейный кодекс
  • Уголовный кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Декларация прав человека
  • Конвенция о правах ребенка
  1. Нужны ли психологические тренинги и беседы по проблеме домашнего насилия?

 Если да, то для кого именно

  • Для жертв насилия
  • Для членов семьи,
  • выступающих в качестве насильников
  • Для тех и для других
  • Для людей, еще не столкнувшихся с этой проблемой.
свернуть

Наблюдение за деятельностью ребенка

Через игру ребенок может косвенно заявить о своих проблемах. Изменения в игровой деятельности отражаются в тематике, содержании игр, характере их исполнения и тех чувствах, которые ребенок проявляет в игре. В связи с этим, игра может выступать и как способ распознавания травмы, и как способ ее проработки. Проигрывая в игре травматическое событие, ребенок привносит в нее атрибуты насилия. В случае физического насилия это могут быть драки, использование оружия, нанесение ран, насильственное завершение игры (смерть). При сексуальной травме ребенок может имитировать в игре сексуальные действия. В деятельности таких детей много повторяющихся компонентов, они вновь и вновь возвращаются к проигранным ситуациям, со­бытиям, сюжетам.

 Последствия насилия могут проявляться и в продуктах деятельности ребенка: рисунках, сказках, рассказах.

 Карта наблюдений

 Карта заполняется учителем, воспитателем, социальным педагогом, психологом (любым взрослым-специалистом, находящимся в постоянном контакте с ребенком).

 Инструкция: отметьте, пожалуйста, те признаки, которые характерны для ребенка.

Ф.И.О. опрашиваемого ______________________________________________________

Ф.И.О. ученика _____________________________________________________________

Возраст ученика_________________________ Дата ______________________________   

  1. Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.
  2. Игнорирует сверстников, не идет с ними на контакт.
  1. Ведет себя подобно «настороженному животному», держится вдали от взрослых.                
  2. Замкнуто и отчужденно держится с родителями  .
  3. Апатичен, пассивен, невнимателен, редко смеется.                    
  4. Часто наблюдаются внезапные и резкие спады настроения.                   
  5. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.                 
  6. Выражение лица чаще всего угрюмое и отрешенное.                 
  7. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством.                      
  8. Навязывается другим, им легко управлять.                      
  9. С некоторыми сверстниками ведет себя заискивающе.               
  10. Сделав что-то, часто тайком изучает реакцию присутствующих.                     
  11. Резко негативно относится к замечаниям.             
  12. Агрессивен (кричит, употребляет силу).   
  13. Пристает к более слабым детям.               
  14. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.                  
  15. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя.                    
  16. Не заинтересован в учебе.              
  17. Не заинтересован в одобрении или в неодобрении взрослых.                
  18. Непунктуален, не старателен.                    
  19. Одевается вызывающе (не по возрасту).
  20. Бесцельно двигает руками. Наблюдаются разнообразные «тики», подергивания.                   
  21. Грызет ногти.                       
  22. Говорит отрывисто, запинается, часто срывается на крик.                     
  23. Грязен, неопрятен.               
  24. Выглядит так, как будто очень плохо питается.               
  25. Родители часто лгут, оправдывая отсутствие ребенка в школе.             
  26. Часты вирусные заболевания.                    

 Все вопросы разделены по шкалам:

Недоверие к новым людям и ситуациям

1, 2, 3, 4

Депрессия и уход в себя

5, 6, 7, 8

Тревожность по отношению к окружающим

9, 10, 11, 12

Враждебность по отношению к окружающим

13, 14, 15, 16

Недостаток социальной нормативности

17, 18, 19, 20

Невротические симптомы

21, 22, 23, 24

Неблагоприятные условия среды

25, 26, 27, 28

 В зависимости от того, какие физические или поведенческие индикаторы насилия отметил взрослый, работающий с ребенком, можно определить, совершались ли насильственные действия по отношению к ребенку.

свернуть

Наблюдение за соматическим состоянием ребенка

Для того чтобы наблюдение за соматическим состоянием и поведением ребенка было информативным в плане распознавания возможных фактов насилия, специалист должен быть хорошо знаком с прямыми и косвенными индикаторами насилия и с симптомами ПТСР.

 В отличие от специального медицинского освидетельствования, наблюдение внешнего вида, осмотр лица, тела, одежды ребенка необходимо производить незаметно, либо под каким-либо предлогом без афиширования цели. По возможности, необходимо отметить наличие или отсутствие внешних повреждений (синяков, ран, ожогов и пр.), болевых зон, свидетельствующих о внутренних повреждениях, кожных заболеваний. В дальнейшем, когда контакт с ребенком установлен, важно выяснить, имеются ли нарушения аппетита, сна, боли в области живота, головные боли, ухудшение памяти и внимания.

 На физиологическом уровне одними из самых характерных проявлений ПТСР являются: нарушение памяти и концентрации внимания, трудности с засыпанием, бессонница, ночные кошмары.      У подростков и у детей младшего школьного возраста могут возникать расстройства восприятия в виде иллюзий, галлюцинаций, особенно в вечернее время или при недостатке освещения. Кроме того, у детей могут быть: энурез, покраснения кожи, повышенное сердцебиение, гипервентиляция легких (одышка) и другие физиологические реакции на ситуации, актуализирующие психотравму (например, внезапная рвота как реакция на затронутую тему насилия или показанное действие в телевизионной передаче).

Анализ сновидений

 У маленьких детей сны носят символический характер. Опыт насилия отражается во сне ребенка через кошмарные сновидения, но «героями» сна чаще выступают не реальные люди, которых они боятся, а олицетворяющие их различные образы: вампиры, которые пьют у них кровь, черти, скелеты, злые волки, сказочные персонажи: Баба Яга, Змей Горыныч и др. Им снится, что кто-то их бьет, убивает, пугает. Ночью они часто просыпаются и плачут.

 Подростки часто во сне заново переживают сцены насилия: они вновь и вновь оказываются в той же обстановке, с теми же насильниками, испытывают тот же страх и ужас и просыпаются среди ночи в холодном поту, с криками о помощи. Иногда им снится несколько видоизмененная ситуация травмы: например, насильником становится совсем другой человек, или насилие совершается в каком-то незнакомом месте, или на протяжении всего сна ребенок пытается убежать от преследователя

свернуть

Проведение диагностических мероприятий

Проведение диагностических мероприятий направлено на решение двух задач:

  1. выявление случая(ев) насилия в отношении несовершеннолетнего;
  2. диагностика последствий насилия для развития несовершеннолетнего, то есть выявление нарушений в познавательном, эмоционально-личностном развитии.

Основными методами диагностики в данном случае являются:

  1. наблюдение за соматическим состоянием ребенка;
  2. наблюдение за поведением;
  3. наблюдение за деятельностью;
  4. анализ сновидений;
  5. рассказ ребенка о факте насилия;
  6. анализ специальных психодиагностических материалов (тестов, опросники и др.).

Методики, помогающие при выявлении фактов насилия в отношении несовершеннолетних

Возраст несовершеннолетнего

Методы и методики

1

Дошкольный возраст

Метод наблюдения за деятельностью ребенка

2

Младший школьный возраст

Карта наблюдения *

3

Подростковый и старший школьный возраст

Анкета «Характеристики насилия в семье глазами подростков»

свернуть

Факторы риска (обстоятельства, ситуации), способствующие жестокому обращению с детьми в семьях.

 Различные формы насилия по отношению к детям, могут быть вызваны семейными проблемами (социальное неблагополучие семьи, наличие в них эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей), а также сочетанием специфических характерологических особенностей родителей и ребенка.

  1. Социальные проблемы семьи
  • неполная или многодетная семья;
  • семья, в которой постоянно возникают конфликты межу родителями;
  • семьи с приемными детьми;
  • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;
  • социальная изоляция семьи, специфические национально-культурные или религиозные факторы;
  • стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;
  • использование физического и психического насилия в качестве наказания;
  • незрелые родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;
  • низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;
  • статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.
  1. Состояние здоровья и поведение родителей, других членов семьи
  • психические заболевания (психоз, депрессия);
  • критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);
  • умственная отсталость;
  • недостаточный самоконтроль или импульсивность;
  • наличие в прошлом в семьях жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечения к уголовной ответственности за половые преступления;
  • родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.
  1. Факторы риска, характеризующие особенности детей-жертв насилия:
  • нежеланный ребенок;
  • наличие у ребенка физических и умственных недостатков;
  • низкая масса тела при рождении, недоношенность;
  • врожденные уродства;
  • нелюбимый ребенок в семье;
  • сходство с нелюбимым родственником;
  • нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;
  • высокоодаренный или талантливый ребенок.

 Любой вид жестокого обращения с детьми (чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.

свернуть

Виды и признаки насилия

Виды насилия

Особенности внешнего вида, характер травм

Особенности поведения

Физическое насилие

-        множественные повреждения: синяки, ссадины, раны, на теле следы пальцев, ремня, ожоги, повреждения внутренних органов или костей, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

-        синдром сотрясения: кровоизлияния в глазное яблоко и под оболочки головного мозга без наружных признаков повреждений, потери сознания, рвоты, головные боли;

-        задержка физического развития (отставание в весе и росте);

-        признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

 

 

 

 

от 0 до 6 месяцев: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, редкая улыбка в возрасте 3-6 мес.

от 6 месяцев до 1,5 лет: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, замкнутость, печаль, испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

от 1,5 до 3 лет: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.

от 3 до 6 лет: примирение со случившемся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям и критике, чрезмерная уступчивость, псевдовзрослое поведение, негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам.

младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти в школу или после школы домой.

подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.

Сексуальное насилие

-     повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждения кожи груди или бедер;

-     расширение ануса;

-     следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях;

-     заболевания, передающиеся половым путем;

-     беременность;

-     повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;

-     резкие изменения веса;

-     вагинальные кровотечения;

-     психосоматические расстройства.

дошкольный возраст: ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (появление действий, характерных для детей младшего возраста), сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, беспричинные нервно-психические расстройства.

младший школьный возраст: низкая успеваемость, замкнутость, стремление к уединению, изменение ролевого поведения (берет на себя роль родителя), ухудшение взаимодействия со сверстниками, сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой.

подростковый возраст: депрессия, побеги из дома или институциональных учреждений, низкая самооценка, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, употребление алкоголя или наркотиков, проституция или беспорядочные половые связи, асоциальное и девиантное поведение.

Психологическое насилие

-        задержка физического и умственного развития;

-        нервный тик;

-        энурез;

-        печальный вид;

-        соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология и т.д.).

 

 

 

-        беспокойство или тревожность;

-        нарушение сна;

-        длительно сохраняющееся подавленное состояние;

-        агрессивность;

-        склонность к уединению;

-        чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

-        угрозы или попытки самоубийства;

-        неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

-        низкая успеваемость;

-        пониженная самооценка;

-        нарушение аппетита.

Пренебрежение

-        утомленный, сонный вид, опухшие веки;

-        санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

-        низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

-        задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

-        задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;

-        частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями;

-        многократная госпитализация в отделения скорой помощи;

-        повторные повреждения от случайных травм или отравлений.

-        постоянные голод и/или жажда;

-        кража пищи;

-        стремление привлечь к себе внимание взрослых любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений;

-        подавленное настроение, апатия;

-        пассивность;

-        агрессивность и импульсивность;

-        делинквентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

-        неумение общаться с людьми, дружить;

-        неразборчивое дружелюбие;

-        регрессивное поведение;

-        мастурбация;

-        трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;

-        низкая самооценка.

 

свернуть

Что такое насилие

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» под насилием в семье понимаются умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

свернуть

Нормативно правовые акты, регламентирующие деятельность по противодействию насилия в семье

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь.

2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь.

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.

5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

6. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.

7. Уголовный кодекс Республики Беларусь.

8. Декрет Президента Республики Беларусь, 24 ноября 2006 г. № 18. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

9. Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г., № 153–З «Об оказании психологической помощи».

10. Закон Республики Беларусь, 19 ноября 1993 г., № 2570-XII «О правах ребенка».

11. Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 года «О социальном обслуживании» (в редакции от 13 июля 2012 г. № 427-З).

12. Закон Республики Беларусь, № 122-З от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

13. Закон Республики Беларусь, 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг».

15. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 января 2013 г. № 5 «Об утверждении положений об учреждениях социального обслуживания».

16. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг государственными организациями, оказывающими социальные услуги» (вместе с «Инструкцией о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания»).

свернуть

Детство должно улыбаться

«Насилие над детьми и подростками включает в себя любую форму плохого обращения с ними, допускаемую родителями, опекунами или воспитателями», — такое определение принадлежит H. Kempe.

Насилие над детьми чаще всего трактуется как жестокое обращение с ребенком. Жестокое обращение с ребенком включает в себя следующие виды насилия: физическое, сексуальное, психическое, запущенность или пренебрежение нуждами ребенка.

 Самое ценное, что есть у нас, — это наши дети!

  • Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
  • Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
  • Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
  • Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
  • Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
  • Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.
  • Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
  • Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.
  • Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям! 

Упражнения для снятия сильного эмоционального напряжения:

  1. Закройте   глаза,   медленно   вдыхая   и  выдыхая воздух, посчитайте про себя до десяти.  Мысленно представьте, что у Вас в руках лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать и  сжимайте до тех  пор, пока не почувствуете, что  «выжали» весь сок. Сжимать можно две руки сразу или по очереди. После того, как «выжали»  лимон  до   капельки,   расслабьте  руки  и  насладитесь состоянием покоя.
  2. Представьте  себе,  что  Вы  большой воздушный   шар,   наполненный   воздухом.  Напрягите все мышцы тела, вдохните как можно  больше  воздуха,   замрите  на  3-5   секунд  и  начинайте медленно выпускать воздух из легких,   расслабляя мышцы тела: кисти рук, мышцы плеч,  шеи, корпуса, ног и т. д.
  3. При   сильном   психологическом напряжении   Вы   можете   сделать   10-20 несложных   физических   упражнений   (приседаний, прыжков, взмахов руками).    

Теперь Вы справились со своими эмоциями  и  можете  спокойно  побеседовать  по  поводу возникших проблем.   Если   у   Вас   возникли   проблемы   в  воспитании ребенка,   если   Вы   не   можете  наладить контакт с ним, если Вас настораживают изменения   в   поведении   ребенка   или   его школьная   неуспеваемость,   не   торопитесь   применять   крайние воспитательные   меры.                            

Поговорите с ребенком. Расскажите ему, что в Вашей   жизни   тоже   случались   трудности,     проблемы и что сейчас Вам живется не совсем так, как хотелось бы. Спросите совета, как бы  Ваш ребенок поступил в сложившейся ситуации на Вашем месте, может быть, именно так Вы сможете решить проблему ребенка, не потеряв его доверия, уважения и веры в то, что самые мудрые, самые лучшие на свете родители.

свернуть