РУС БЕЛ ENG

Специальное образование

Равное детство или интегрированное обучение

Синоним к слову «интегрированный» - «инклюзивный». Это значит – включённый. Интегрированное обучение позволяет посещать особому ребенку школу по месту жительства и общаться со сверстниками. Школьники в таком коллективе учатся поддерживать друг друга, общаться на равных. У ребят воспитывается гуманность, толерантность, готовность к взаимопомощи.

Чем отличается обычный класс от интегрированного?

В интегрированном классе работают два педагога – учитель начальных классов и учитель-дефектолог. Учитель начальных классов работает с детьми в общем классе, помогая социализироваться и получать знания наравне с одноклассниками. Учитель-дефектолог проводит учебные занятия, подготавливая к восприятию новых тем учебной программы, а также восполняя пробелы в полученных знаниях. Коррекция индивидуальных особенностей развития осуществляется на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

Какие бывают интегрированные классы?

Классы интегрированного обучения и воспитания делятся на два типа: полной модели и неполной. В классах полной модели все учебные предметы и коррекционные занятия проводит учитель-дефектолог. Учитель начальных классов занимается с детьми уроками труда, рисования и физкультуры. В таком типе класса обычно находится 4-6 учащихся с особенностями. В классах неполной интеграции учитель-дефектолог проводит несколько учебных уроков в неделю и коррекционное занятие, остальные учебные уроки проводит учитель начальных классов. Такой тип обучения позволяет ребятам проводить больше времени с обычными сверстниками, что способствует социализации и гармоничному развитию личности.

Что такое коррекционные занятия?

Это общеразвивающие занятия, способствующие развитию памяти, внимания, мыслительной деятельности, пополнению словарного запаса. На таких занятиях дети в игровой форме развиваются и обогащают свои знания об окружающем мире. Групповая форма коррекционных занятий используется для закрепления знаний и развития навыков коммуникации для детей со схожими особенностями развития.

Что делать родителю?

Когда Ваш ребенок дома, вы имеете возможность помочь ему в любое время, в школе же помочь может только учитель. Чтобы учитель мог лучше понять Вашего ребенка, сообщите об особенностях его характера. Помогите установить правильное отношение к его особенностям со стороны учителя, одноклассников и их родителей. Расскажите учителю о лучших сторонах Вашего ребенка, его увлечениях, успехах, чтобы затем педагог мог сделать это же в классе. Отношение учителя к детям оказывает решающее влияние на отношение учеников друг к другу. Попросите учителя, чтобы он рассказал одноклассникам о сильных сторонах характера Вашего ребенка, положительных качествах, раскрыл мир его увлечений и одновременно смог в тактичной форме сообщить ученикам, что нельзя сосредотачивать внимание на нарушениях ребенка, тем более дразнить его.

Что делать учителю?

Если в Вашем классе обучаются дети с особенностями, Ваша главная задача объяснить себе и детям, что это такие же школьники, как и все. У них тоже есть сильные и слабые стороны, что-то получается хуже, а что-то лучше. У таких ребят тоже есть чему научиться. Проявляйте терпение на уроках: им может потребоваться больше времени для ответа или выполнения задания. Уточняйте у родителей об особенностях поведения ребенка, как обычно справляются дома с проблемным поведением, как поощряют хорошее поведение. Совместная работа родителя, учителя и ребенка залог успешного обучения!

 

Учитель-дефектолог                    М.А.Востриков

свернуть

Домашние задание для… домашних?

Домашнее задание – важная часть обучения и развития вашего ребёнка. Выполняя домашнее задание, ребёнок получает лучшее осознание пройденного материала на уроке, его закрепление, а также у него формируются навыки самостоятельного применения знаний.

Но без Вашей помощи, без помощи родителя, ребёнку сложно научиться выполнять задания дома самостоятельно. Ему необходима ваша опора и поддержка, пока он не сможет выполнять домашнюю работу полностью сам.

Если Ваш ребёнок учится в интегрированном классе или посещает учителя-дефектолога на пункте коррекционно-педагогической помощи, Ваша поддержка и помощь при выполнении домашнего задания ему необходима еще больше для лучшего закрепления новых знаний, будь то примеры по математике или новый выученный звук.

Как можно и нужно помогать?

  1. Составьте расписание. Детям сложно планировать свое собственное время – вокруг столько развлечений и так не хочется тратить время еще и на учёбу. Помогите своему ребенку ввести в привычку выполнять домашние задания и задания учителя-логопеда каждый день в одно и то же время. Составьте расписание, учитывая, сколько времени Вашему ребёнку нужно отдохнуть после школьных уроков и когда он будет готов сесть за домашние задания. Не забывайте давать отдохнуть после каждого выполнено урока.
  2. Учите самостоятельности и организованности. Уточняйте, какие уроки у ребёнка завтра и какие тетрадки нужно подготовить. Покажите, где находится запись домашнего задания, попросите ребёнка, чтобы он показал вам её сам. Просите объяснить Вам, что ему нужно сделать и какое задание ему дали. Это необходимо, чтобы у ребёнка вырабатывался навык находить это самостоятельно, без вашей помощи и напоминаний.
  3. Помогайте, когда это действительно нужно. Ваша задача – не решить все задания за ребёнка, а научить его делать это самостоятельно. Находитесь рядом, пока он выполняет домашнюю работу, помогайте находить нужное правило или тему в учебнике, если у него возникают трудности. Потерпите, если на какое-то задание у него уходит намного больше времени, чем на другое, не спешите его торопить или подсказывать – дайте возможность решить до конца самому и только в случае ошибки помогите найти правильный ответ. Помните, что в домашней работе главное не быстрый и красивый конечный продукт, а полученный навык самостоятельности.
  4. Исключите негативные высказывания. Родитель – помощник и проводник в самостоятельную жизнь, а не тиран. Не критикуйте, не злитесь, если ребёнок совершает ошибки. Объясните правило еще раз, если ребёнок его не понял, попробуйте объяснить другими словами. Помните, что чем больше вы ребёнка критикуете, тем меньше ребёнок понимает в теме урока и начинает концентрироваться на вашей оценке его работы. Хвалите его за правильное выполнение, поддерживайте, если возникают трудности.
  5. Не отвлекайтесь. Детям сложно сконцентрироваться на задании, если рядом играет телевизор, гремит посуда или родители громко говорят по телефону. Займитесь схожим заданием с работой ребёнка – почитайте книгу, займитесь своими документами. Видя, что вы тоже заняты спокойной и тихой работой, ребёнку будет проще сфокусировать внимание на своих заданиях.

Со школьными уроками понятно. Зачем домашнее задание от учителя-логопеда и учителя-дефектолога?

Успех коррекционного обучения и развития детей с особенностями психофизического развития и речевыми нарушениями во многом определяется степенью участия родителей. Выполняя дома задания от логопеда и дефектолога Вы помогаете ребёнку закрепить изученный на коррекционном занятии материал и помочь научиться пользоваться им в повседневной жизни, а не только на занятиях. Простыми словами, если ребёнок научился говорить звук Р, но не будет его закреплять дома в своей речи, то ему будет сложнее учиться произносить его в словах в общении с друзьями и знакомыми.

Каким может быть домашнее задание от учителя-логопеда?

  • артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков;
  • упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений;
  • задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко-слогового анализа и синтеза;
  • серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов;
  • задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов;
  • задания на развитие мелкой моторики: обведение по контуру, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов;
  • задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.

 

Только при совместной работе учителя, учителя-дефектолога и родителей Ваш ребёнок получит всю необходимую ему помощь и поддержку для его развития и обучения!

 

Учитель-дефектолог               М.А.Востриков

Е.Е.Оршанская

 

свернуть

ОТ ЗВУКА – К СЛОВУ

Помните те счастливые минуты детства, когда мама читала на ночь любимую сказку, а мы снова и снова переживали за доверчивого Буратино и прятались под одеяло при упоминании о Бабе Яге? А с какой книгой подходят родители к детской кроватке сегодня?

Казалось бы, взрослых не надо убеждать в том, что детям следует дружить с книгой. Но современным родителям, увы, некогда заниматься с ребенком, и они выбирают более легкие способы просвещения, оставляя свое дитя на попечение телевизора, компьютера, магнитофона. А домашнее чтение и поход в книжный магазин откладывают на будущее.

О том, что книга незаменима, многие родители вспоминают лишь тогда, когда видна письменная и устная безграмотность ребенка, когда их настораживает его скудный словарный запас и узкий круг интересов. Но важно не только приобщить ребенка к чтению, но и самим уметь ориентироваться в безграничном мире литературы. Собираясь купить малышу “что-нибудь почитать”, мамы и папы сегодня часто теряются перед богатым ассортиментом: выбрать сказку, которую когда-то любили сами, или остановиться на переводной “западной” книжке? Пополнить библиотеку ребенка художественным произведением или купить что-нибудь из познавательного? Ответить на эти вопросы будет легко, если вы будете учитывать интересы самого ребенка.

Родители часто обращаются к продавцам книжных магазинов с просьбой порекомендовать им “что-нибудь познавательное” для ребенка 1,5-2 лет. Но подумайте сами: какие знания может дать книга такому малышу? Ведь он и так каждую минуту делает открытие, общаясь с родителями, окружающими его предметами. Поэтому малышу в эти годы лучше выбирать колыбельные, потешки, считалки, стихи для самых маленьких, загадки, пословицы, то есть те первые классические произведения, к которым человек часто уже не возвращается позже.

Но уже со второго года жизни дети активно начинают рассматривать рисунки, поэтому следует выбирать книги с “говорящими” иллюстрациями, которые помогают малышу лучше понять характер, настроение изображаемых животных. Обязательно спрашивайте у него, например, какая собачка или кошечка нарисована: злая или добрая? Для самых маленьких важна и красочность картинок – цветные изображения притягивают внимание, как яркие игрушки. Ребенок всегда стремится не только слушать, но и видеть все то, о чем ему читают. В этом возрасте им нужны такие сказки, как “Теремок”, “Волк и козлята”, “Колобок”, “Репка”.

Эмоциональное отношение детей к героям сказок ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий. Активно действуя (мысленно) вместе с героем, дети пытаются иногда вмешаться в события (прерывают чтение, закрывают глаза, шлепают по картинке с изображением “плохого” персонажа). Вместе с тем в этом возрасте отношение детей к героям часто бывает не связано с текстом. Так, мишку из сказки “Теремок” ребенок может называть хорошим только потому, что у него дома есть любимая игрушка – мишка.

В этом возрасте дети любят слушать и читать стихи, предпочитая их прозе. Они с легкостью готовы пропрыгать, проскакать, запомнить и прокричать понравившиеся стихи, потому что им необходим гармоничный мир, наполненный мелодичными звуками, где красота языка сочетается с ритмом.

А что же порекомендовать для чтения детям дошкольного возраста? Тут приходят на помощь те самые вечные сказки, на которых росли и мы: красота русского слова не устаревает, и читать эти книги нужно обязательно. В 5-летнем возрасте самыми любимыми у детей становятся такие сказки, как “Царевна-лягушка”, “Сивка-бурка”, “Морозко”, “Конек-горбунок”, “Гуси-лебеди”, “Снегурочка” с их чудесным вымыслом и фантастичностью.

Очень популярны у детей 5-6 лет и “толстые” книжки, полные хитросплетений и приключений – “Золотой ключик”, “Приключения Чиполлино”, “Приключения Незнайки”, “Белоснежка и семь гномов”, “ Дюймовочка”, “Красная Шапочка”... Они удовлетворяют потребность детей в длительном общении с полюбившимися героями, о приключениях которых они с замиранием сердца готовы слушать много раз.

Прочти еще! – Таковы обычно первые слова малыша после того, как он прослушает книгу. Повторное слушание доставляет детям наслаждение, и они с удовольствием отвечают на вопросы. Но многообразие детской литературы формирует у детей индивидуальные интересы и склонности. Одни дети любят книги о животных и природе, другим нравится слушать про приключения, третьи отдают предпочтение сказкам, историям о жизни своих сверстников, многие мальчики подолгу рассматривают книги о войне. Поэтому в этом возрасте особенно важно помочь ребенку определиться в выборе. Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Встреча с ними удовлетворяет детскую потребность повеселиться, посмеяться. Веселые книги С. Маршака, М. Зощенко, Н. Носова, Э. Успенского обязательно должны быть в вашей библиотеке.

Но, как показывают исследования, современные дети стали хуже воспринимать классику. Так, прочитав в детском саду детям сказку о “Рыбаке и рыбке”, можно было услышать примерно такое мнение ребенка: “Так ему и надо, старику. Чего же он старуху не может обеспечить: и корыто у нее дырявое, и дома нормального нет”. Этот пример показывает, что образ жизни, мировоззрение детей меняется, и проверенная годами литература уже не все может объяснить маленькому человеку. Ведь важно не только затронуть вечные темы, но и суметь донести их до ребенка. А он быстрее проникнется к герою, если сюжет будет приближен к нашим дням. Дети – невероятно чуткие читатели.

Почаще посещайте книжные магазины вместе с детьми и не бейте тревогу, если вместо “Тома Сойера” он выберет “Невероятные приключения Черепашек Ниндзя”, - вспомните, в свое время мы ведь тоже часто предпочитали фантастику классике. Старайтесь ненавязчиво знакомить его с хорошей художественной литературой. Пусть классические детские произведения и не сразу попадут в разряд настольных книг вашего ребенка. Читайте их вместе и вслух. А о каких-то ваших любимых произведениях можно просто рассказать. И если они ему понравятся, то он обязательно захочет их прочесть.

Очень широко представлены в книжных магазинах книги на «роднаймове», можно прочесть даже про так полюбившегося всему миру школьника-волшебника Гарри Поттера в переводе на белорусский язык для подросших детей.

В некоторых семьях стало доброй традицией сохранять полюбившиеся детские книги. И жизнь у этих книжек долгая: их читали бабушка, мама, папа, а теперь они стали друзьями ребенка. Такая семейная традиция воспитывает у детей любовь и бережное отношение к книге. И помните: вкус к литературе формируется и развивается прежде всего в семье.

Учитель-дефектолог

                                                                                            Е.Е. Оршанская

свернуть

То, что вы хотели спросить у логопеда

(распространенные вопросы у родителей):

  1. Если Ваш ребенок уже зачислен на пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП), занятия начинаются с 15-го сентября и заканчиваются 25-го мая, во время каникул занятия также могут проводиться по вашему желанию;
  2. В зависимости от психофизиологических особенностей Вашего ребенка зависит процесс усвоения языковых норм и коррекции звукопроизношения, нельзя определить заранее, через сколько речь ребенка исправиться (сколько занятий нужно). Одно очевидно – только при ПОМОЩИ родителей, закреплению поставленных звуков дома, можно добиться хорошего результата. Помните, что искаженные звуки могут проявляться и на письме, поэтому общая задача, как можно раньше исправить фонетические ошибки в речи школьника;
  3. Частота проведения занятий определяется сложностью дефекта, занятия проводятся и групповые и индивидуальные, расписание занятий находится у классных руководителей;
  4. Активность родителей учащихся, зачисленных на ПКПП, приветствуется: присутствие на занятиях, обратная связь при просмотре видеоуспехов ребенка, родительские собрания, консультации – формы общения учителя-дефектолога и родителей;
  5. Обязательным является выполнение домашних заданий, которые будут подобраны исключительно под Вашего ребенка и не будут занимать много времени для приготовления;
  6. Вероятно изменение в течение учебного года заключения: если звукопроизношение исправлено и других проблем нет, без прохождения комиссии в ЦКРОиР учащийся снимается с учета.

Если Ваш ребенок не зачислен на ПКПП школы, но нуждается в помощи, алгоритм действий следующий:

  1. Диагностика проводится учителем-дефектологом;
  2. В ЦКРОиР записываемся на комиссию, параллельно собираем пакет документов:

- выписка из меддокументов ФОРМА 1 мед./У 10;

- медсправка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета);

-педагогическая характеристика из школы;

-письменные работы ребенка

Только на основании ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЦКРОиР учащийся будет зачислен на ПКПП школы

 

 

свернуть

РЕКОМЕДАЦИИ ЛОГОПЕДА

Проблемы с развитием речевых навыков у ребенка, если они не имеют серьезных причин, могут быть устранены, если обращать больше внимание на его общее развитие, а также использовать несложные рекомендации логопедов.

Нередко нарушения в развитии речи ребенка связаны с недостатками в развитии челюстных мышц, которые непосредственно влияют и на состояние артикуляционного аппарата детей. Для того, чтобы укрепить эти мышцы, необходимо почаще заставлять ребенка жевать целые овощи, фрукты, сухари, корочки хлеба и целые кусочки мяса. Необходимо также заниматься с ребенком и развитием мышц щек и языка, для чего заставлять его совершать полоскательные движения, надувать щеки, удерживать воздух во рту, а также перекатывать его с одной половины рта на другую.

На развитие речи, да и на умственное развитие в целом, очень большое влияние оказывает мелкая моторика пальцев рук, развивать которую необходимо начинать с самого раннего возраста. Для того, чтобы пальчики малыша были более подвижными и послушными, надо почаще заставлять его самостоятельно застегивать пуговицы на одежде, завязывать шнурки и засучивать рукава. Можно сделать подобные занятия более интересными для малыша, если организовать их проведение на куклах.

Хорошо помогает развитию моторики лепка из пластилина, которая сама по себе может быть очень интересным занятием, а также поможет ребенку в его творческом развитии и формировании правильных речевых навыков.

Родителям следует иметь в виду, что нарушения в развитии разговорной речи у детей значительно легче устранить в более раннем возрасте, пока у детей не сформируется устойчивая привычка говорить неправильно, исправить которую будет уже значительно сложнее.

Признаки, при которых необходима консультация логопеда:

— маленький словарный запас ребенка;

— недостатки в фонетике, характеризующиеся неправильным произношением отдельных звуков;

— затруднения, связанные с разграничением различных оттенков слова;

— неправильное употребление предлогов, нарушения в управлении и согласовании слов по родам;

— недопонимание значения многих слов и неумение составлять предложения;

Первостепенной задачей родителей, при наличии подобных признаков у детей, является постоянная работа с ребенком, направленная на обогащение его активного словаря, обучение грамматическому строю и правилам построения связной и понятной речи.

Лучше всего начинать формирование словарного запаса ребенка с имен существительных, постепенно добавляя к ним глаголы и прилагательные. После того, как минимальный словарный запас будет сформирован, что достигается только путем постоянного повторения, можно переходить к словам с наиболее часто употребляемыми предлогами, при помощи которых, уже можно начинать овладевать механизмом соединения слов в предложения.

Родителям, проводящим обучающие и развивающие занятия со своими детьми, следует запастись терпением: на каждый из этапов таких занятий может уйти много времени и сил, но их результаты смогут порадовать не только вас, но и вашего ребенка, который обязательно почувствует их на себе — обретя новые возможности голосового общения с окружающим его миром.

свернуть