Нормы оценки творческих работ учащихся
№
п/п
|
Отметка в баллах по десятибалль-ной шкале
|
Содержание
|
Речевое оформление
|
Грамотность
(количество ошибок)
|
1.
|
1
(один)
|
Работа не соответствует теме, или тема не раскрыта.
Нарушены смысловая связь предложений и последовательность в развитии основной мысли.
Допущено более 8 недочетов в содержании
|
Работа отличается бедностью словаря, короткими однотипными конструкциями.
Допущено более 8 речевых недочетов
|
Более, чем на 2 балла
|
2.
|
2
(два)
|
Работа не соответствует теме.
Смысловая связь предложений и последовательность в развитии основной мысли часто нарушаются.
Допущено не более 8 недочетов в содержании
|
Работа характеризуется бедностью словаря, однотипностью конструкций.
Допущено не более 8 речевых недочетов
|
0/11, 0/10, 1/10, 1/9, 2/9, 2/8, 3/8, 3/7, 4/7, 4/6, 5/6, 5/5, 6/5, 6/4, 7/4, 7/3, 8/3, 8/2, 9/2, 9/1, 10/1, 10/0, 9/0 и/или 0–10 грамматичес-ких ошибок
|
3.
|
3
(три)
|
Работа частично раскрывает тему и основную мысль.
Смысловая связь предложений и последовательность в развитии основной мысли в ряде случаев нарушаются.
Допущено не более 7 недочетов в содержании
|
Работа отличается бедностью словаря, однотипностью конструкций.
Допущено не более 7 речевых недочетов
|
0/8, 0/9, 1/7, 1/8, 2/6, 2/7, 3/5, 3/6, 4/4, 4/5, 5/3, 5/4, 6/2, 6/3, 7/1, 7/2, 7/0, 8/0
при 0–8 граммати-ческих ошибках
|
4.
|
4
(четыре)
|
Работа частично раскрывает тему и основную мысль, имеются отклонения от темы.
Смысловая связь предложений и последовательность в развитии основной мысли в единичных случаях нарушаются.
Допущено не более 6 недочетов в содержании
|
Работе присуща определенная бедность словаря и однотипность синтаксических конструкций.
Допущено не более 6 речевых недочетов
|
0/7, 1/6, 2/5, 3/4, 4/3, 5/2, 6/1, 6/0
при 0–6 граммати-ческих ошибках
|
5.
|
5
(пять)
|
Работа в целом раскрывает тему и основную мысль; имеются отклонения от темы.
Выдерживается общая смысловая цельность в развертывании основной мысли, смысловая связь предложений и последовательность в развитии основной мысли в целом соблюдаются.
Допущено не более 5 недочетов в содержании
|
В работе отмечаются случаи использования выразительных средств языка.
Допущено не более 5 речевых недочетов
|
0/6, 1/5, 2/4, 3/3, 4/2, 5/1, 5/0
при 0–5 граммати-ческих ошибках
|
6.
|
6
(шесть)
|
Работа в целом раскрывает тему и основную мысль, имеются отклонения от темы.
Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются общая смысловая цельность в развертывании основной мысли, смысловая связь предложений.
Допущено не более 4 недочетов в содержании
|
Работа в целом отличается разнообразием используемых языковых средств, точностью словоупотребления, выразительностью.
Допущено не более 4 речевых недочетов
|
0/5, 1/4, 2/3, 3/2, 4/1, 4/0
при 0–4 граммати-ческих ошибках
|
7.
|
7
(семь)
|
Работа раскрывает тему и основную мысль.
Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются общая смысловая цельность в развертывании основной мысли, смысловая связь предложений.
Допущено не более 3 недочетов в содержании
|
Работа отличается разнообразием используемых языковых средств, точностью словоупотребления, выразительностью.
Допущено не более 3 речевых недочетов, в том числе нарушений стилевого единства текста
|
0/4, 1/3, 2/2, 3/1, 3/0
при 0–3 граммати-ческих ошибках
|
8.
|
8
(восемь)
|
Работа раскрывает тему и основную мысль.
Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются смысловая цельность в развертывании основной мысли, смысловая связь предложений.
Допущено не более 2 недочетов в содержании
|
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых языковых средств, точностью, общей логичностью, выразительностью, стиль работы в целом характеризуется единством использования языковых средств.
Допущено не более 2 речевых недочетов
|
0/3, 1/2, 2/1, 2/0
при 0-2 граммати-ческих ошибках
|
9.
|
9
(девять)
|
Работа полностью раскрывает тему и основную мысль (наличие тематического единства).
Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются смысловая цельность в развертывании основной мысли, смысловая связь предложений.
Допущено не более 1 недочета в содержании
|
Работа отличается богатством словаря и разнообразием используемых языковых средств, точностью, логичностью, уместностью, выразительностью, единством использования языковых средств.
Допущено не более 1 речевого недочета
|
0/2, 1/1, 1/0, 0/1
или 1–3 исправления на месте орфограмм (пунктограмм) при 0–1 грамматичес-кой ошибке
|
10.
|
10
(десять)
|
Работа полностью раскрывает тему и основную мысль (наличие тематического единства).
Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются смысловая цельность в развертывании основной мысли, смысловая связь предложений.
Недочетов в содержании не допущено
|
Работа отличается богатством словаря и разнообразием используемых языковых средств, точностью, логичностью, уместностью, выразительностью.
Речевые недочеты отсутствуют
|
0/0, 1(негрубая)/0,
0/1 (негрубая), 1–2 исправления не на месте орфограмм (пунктограмм)
|
Примечания:
- Творческие работы учащихся (изложения, сочинения) используются для проверки и оценки коммуникативных умений и навыков учащихся, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
Оцениваются умения правильно и последовательно излагать мысли в соответствии с темой и замыслом, уровнем речевой подготовки учащихся, то есть умения использовать языковые средства в соответствии со стилем, жанром, темой и задачей высказывания.
- В качестве обучающих используются подробные, сжатые, выборочные изложения. В качестве контрольных – подробные изложения.
- Содержание изложения и сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы теме и основной мысли (для изложений: соответствие работы теме и основной мысли авторского текста);
полнота и глубина раскрытия темы;
самостоятельность написания творческой работы;
правильность изложения фактического материала;
соблюдение связности, логичности, последовательности предложений и частей в тексте сочинения/изложения.
- При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словарного запаса и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи, число речевых недочетов.
- Грамотность оценивается по числу допущенных ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
- Текстовые (содержательные) ошибки ведут к нарушению в изложениях и сочинениях основных текстовых признаков. К типичным текстовым ошибкам относятся:
подмена темы, основной мысли и авторской позиции первичного текста при написании изложения;
неоправданное сокращение или увеличение подтем в изложении первичного текста;
необоснованное абзацное членение текста;
неполнота раскрытия основных подтем, обедняющая содержание текста;
отсутствие аргументов для доказательства высказанных в сочинении мыслей;
неумение привлечь необходимые знания, жизненные наблюдения, литературный и социальный опыт для обоснования собственной позиции в сочинении;
несоответствие подтем, раскрываемых в сочинении, обозначенной в заголовке теме;
искажение фактов, событий, имен, названий, дат;
нарушение последовательности развития мысли в тексте;
нарушение причинно-следственных, временных связей между предложениями;
нарушение смысловой цельности текста;
нарушение логической связи между предложениями внутри одной смысловой части;
пропуск предложений, необходимых для логического развития мысли;
неоправданный повтор одной и той же мысли в разных смысловых частях текста;
нарушение композиционной стройности текста (соразмерности частей: вступления, основной части, заключения).
- Речевые ошибки – это нарушения лексических, фразеологических норм, качеств речи (точности, богатства, выразительности, чистоты, уместности).
К речевым ошибкам относятся:
употребление слова в несвойственном ему значении (Поскользнувшись, я упал навзничь (вместо ничком) и ушиб колено. Жилин радовался, что обратно (вместо опять) может совершить побег);
смешение паронимов (Мама велела мне надеть свитер, но я наперерез (вместо наотрез) отказался);
неразличение оттенков значения синонимов или близких по значению слов (После футбола я пошел домой с унылой головой (вместо понурой), потому что мы проиграли);
нарушение лексической сочетаемости (Он выполнил (вместо исполнил) клятву. У меня коричневые (вместо карие) глаза);
неоправданное употребление просторечных и диалектных слов (На вратаре майка, напяленная на рубашку. Одежа его была такова. На пришкольном участке наш класс посадил бураки и цибулю);
употребление слов иной функционально-стилистической окраски (Весной везде хорошо: и в чистом поле, и в березовой роще, а также в сосновом бору и смешанных лесных массивах);
неуместное употребление эмоционально-экспрессивных средств языка (С небесной лазури закапал холодный дождь. У Арбенина был дружок – князь Звездич);
смешение лексики разных исторических эпох (Печорин получил путевку на Кавказ. Чичиков задержался в баре. На богатырях кольчуга, брюки, варежки);
употребление лишнего слова, ничего не добавляющего к ранее высказанному (Наступил август месяц. Опустив голову вниз, он внимательно рассматривает борозду. Обед был очень роскошный);
повтор слова (например: Увидев человека, барс бросился в горы. Охотник увидел на лапе барса капкан);
употребление рядом или близко однокоренных слов (Однажды охотник охотился на зайцев);
неудачное употребление местоимений в контексте, в том числе приводящее к неясности или двусмысленности речи (Детвора радовалась первому снегу. Они лепили снеговика, играли в снежки; Земляника напоминает ревизору, что он у него обедал (кто у кого обедал?); Пугачев узнал Гринева и простил его, вспомнив про подаренный ему (кому – Гриневу или Пугачеву?) тулуп);
ошибки при воспроизведении фразеологических оборотов (факир (вместо калиф) на час; львиная часть (вместо доля); скрипя сердцем (вместо скрепя сердце); играть значение (вместо роль)).
- Грамматические ошибки – это нарушения правильности речи, связанные с искажением структуры слова, словосочетания, предложения, то есть нарушения грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
К типичным грамматическим ошибкам относятся:
ошибки в структуре слова при образовании слов (непоседка вместо непоседа; раздумчивый взгляд вместо задумчивый; благородность вместо благородство; надсмехаться вместо насмехаться; подскользнуться вместо поскользнуться);
при образовании формы:
существительного (облаки, рельса, с повидлой, без сапогов);
имени прилагательного (красивше, более красивее);
имени числительного (с пятистами рублями, у обоих подруг);
местоимения (ихний, чегой-то, около его, к им на дачу);
глагола и особых форм глаголов (ездиет, хочат, ложит, махает, ждя, вязав шарф, оставший рубль, веревка с перекусанным концом);
ошибки в структуре словосочетания:
ошибки в согласовании (злой собака, травяная шампунь, две больших чашки);
ошибки в управлении (удивляюсь его силой, жажда к славе, избежать от верной гибели, набраться силами, вернуться с Минска, поступить согласно приказа, заведующий магазина);
ошибки в структуре предложения:
нарушение границы предложения (Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке; Он был хорошим. Потому что всем помогал);
нарушение связи между подлежащим и сказуемым (Торжество счастья захлестнула птицу. Но не вечно ни юность, ни лето. Роман «Дни Турбинных» написаны М. Булгаковым. Доктор Иванова принимал с утра);
ошибки в построении предложения с однородными членами (Девушка была румяной, гладко причесана. Эта книга меня научила честности, смелости и уважать своих друзей. Мы не только изучали механику, но и оптику);
в предложении с причастным оборотом (Деревья создавали тень, покрытые уже довольно густой листвой. Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами);
в предложении с деепричастным оборотом (Пролетая над бушующим океаном, силы стрижа иссякли. На картине изображен мальчик, широко расставив ноги и упершись руками в колени);
смешение видо-временных форм глагола (Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед);
в сложном предложении (Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами. Поезд приближался к перрону, как в дверь купе заглянул пожилой мужчина. Он готов согласиться даже с нелепым замечанием Хлестакова, когда тот сказал, что Земляника вчера был ниже ростом);
смешение прямой и косвенной речи (Онегин сказал, что меня это не тревожит. Белинский написал, что я не согласен с Писаревым);
пропуск слов в предложении (Мальчик быстро сделал уроки и помчался в футбол);
неудачный порядок слов в предложении (Он пришел в уже плохом настроении);
удвоение (дублирование) подлежащего (Дворяне, они ненавидели Пугачева).
- Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить отметку за содержание сочинения на 1 балл.
При установленном факте некорректного заимствования за содержание работы выставляется не более 5 баллов.