РУС БЕЛ ENG

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

Рекомендации педагога-психолога родителям  по процессу адаптации первоклассников

 

Адаптируясь к школе, первоклассник перестраивает свою эмоционально-волевую, познавательную и мотивационную сферы. Школьная адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. 

Начало обучения в школе – очень важный момент в жизни ребенка. Новая обстановка, новые знакомые, учебные нагрузки, даже необходимость сидеть на одном месте в течение урока стресс для ребенка. Помощь в этот самый момент очень важна. Ваша родительская интуиция и любовь лучше любого психолога подскажут вам, как лучше поступить в той или иной ситуации. И все же, если вы хотите, чтобы ваш ребенок как можно быстрее прошел этот сложный период адаптации к новой, почти взрослой жизни, обратите внимание на рекомендательный список «Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников».

 

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников:

  1. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
  2. Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
  3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
  4. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то …»
  5. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.
  6. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.
  7. Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4 – 6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
  8. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.
  9. Учтите, что даже «совсем большие дети» (мы часто говорим 7 – 8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения.
  10. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 
  11. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку. 
  12. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 
  13. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 
  14. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. 
  15. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился еще один авторитетный человек. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. 
  16. Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

 

 

свернуть

Рекомендации родителям школьная дезатаптация

  1. Воодушевите ребенка рассказывать дома о своих школьных делах. Не ограничивайтесь обычным вопросом типа: «Как прошел день в шко­ле?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
  2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемо­сти, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что чего-то не знаете о школьной жизни вашего ребенка, его проблемах в школе или взаимосвя­зи его школьных и домашних трудностей. Даже если нет особенных по­водов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Во время любой беседы с педагогом вы­разите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улуч­шить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия к тому, чтобы мирно раз­решить их, даже если придется беседовать для этого с директором шко­лы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
  3. Интересуйтесь школьной программой ребенка и особенностями школы, где он учится. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом школы. Следует также иметь информа­цию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установлен­ных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.
  4. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ним специальное время, когда нужно вы­полнять домашние задания, и следите за выполнением этих установок.
  5. Не связывайте отметки ребенка, полученные в школе, со своей си­стемой наказаний и поощрений. Помогите ребенку почувствовать инте­рес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще привлекает вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и пред­метами, изучаемыми в школе. Ищите любые возможности, чтобы ребе­нок мог применить свои школьные знания в домашних делах. Напри­мер, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или нужное количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
  6. Особенные усилия прилагайте к тому, чтобы поддерживать спо­койную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребен­ка происходят изменения.
  7. Такие периоды, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в сред­нюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка. При любой возмож­ности старайтесь избегать больших изменений или нарушений в домаш­ней атмосфере в это время. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему эффективнее решать проблемы в школе.

 

свернуть

Режим дня в жизни детей младшего школьного возраста

Режим дня в жизни детей младшего школьного возраста важен и необходим. В теории все знают, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Но на практике четко организовать и спланировать день школьника довольно сложно. Режим основан на закономерностях, по которым живет организм, от его соблюдения или несоблюдения, прежде всего, зависит такой важный показатель состояния организма как работоспособность.

У первоклассника работоспособность снижается довольно быстро, о чем свидетельствует общее двигательное беспокойство. Через 15-20 минут после начала урока дети начинают отвлекаться, вертеться — то же самое происходит дома во время приготовления домашних заданий. Двигательное беспокойство — защитная реакция детского организма, который как бы отключается, дает себе отдых, не доводя до утомления. Слова, окрики, упреки не помогают, поскольку дети не отдают себе отчета в том, почему это с ними происходит. Только спланированное переключение с одного вида деятельности на другой может предотвратить утомление и удержать внимание ребенка.

При любой деятельности сначала происходит постепенное повышение показателей работоспособности, так называемое врабатывание. Затем наступает пик работоспособности; а потом появляются первые признаки утомления: снижается внимание, возникает двигательное беспокойство, растет число ошибок. Это только внешние признаки. Одновременно повышается напряжение всех физиологических систем, и если вовремя не уменьшить нагрузки, а продолжать занятия с той же интенсивностью, работоспособность резко падает. Эти закономерности необходимо учитывать в школе на уроках и дома во время домашних занятий. Изменения в организме, связанные с утомлением, временны и исчезают при отдыхе или смене деятельности. Учебный процесс не может вовсе избежать утомления школьников, но должен строиться так, чтобы отдалить его наступление и предупредить возникновение переутомления. Опасность переутомления в том, что изменения, происходящие в организме, уже не устраняются кратковременным отдыхом и переключением на новый вид деятельности. Если переутомление хроническое, длительно действующее, оно сказывается на росте и развитии ребенка, общем состоянии его здоровья. Все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе переутомление, перегрузку. 

Рационально организованный режим дня школьника выглядит примерно следующим образом. Подъем за час-полтора до выхода в школу, утренняя зарядка, завтрак, который обязательно должен быть горячим. Занятия в школе. Когда ребенок возвращается из школы, он находится на спаде работоспособности. Поэтому сначала ему необходимо пообедать, отдохнуть — и ни в коем случае не садится сразу же за уроки. Отдых желателен активный, на свежем воздухе, в играх и движении — не менее 3-3,5 часов. Нельзя ни в наказание, ни по любым другим причинам лишать ребенка этого отдыха, он необходим ему. Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучший отдых — полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует еще и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки. 

Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий. Часто выполнение всех заданных на дом уроков занимает у младших школьников полтора-два часа, поскольку у них еще нет навыков самостоятельной работы и они делают все медленно, через силу. Максимальная продолжительность работы у младших школьников не больше 30 минут. Лучшее время для приготовления уроков — 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут необходим перерыв для восстановления работоспособности. Начинать готовить уроки надо с менее сложных, затем переходить к самым трудным. 

Ребенку, который начал учиться в школе, часто не хватает двигательной и физической нагрузки, из-за этого появляются вялость, утомляемость, задержки роста. Поэтому в распорядке дня у школьника обязательно должны присутствовать утренняя гимнастика и физкультурные минутки во время приготовления домашних заданий. 

Младшим школьникам не стоит смотреть телевизор дольше 40-45 минут в день. А детям возбудимым, ослабленным стоит сократить и это время. Нельзя смотреть телевизор лежа, только сидя на расстоянии 2-5,5 м от экрана. Желательно сзади установить подсветку, чтобы снизить контрастность экрана.

В младшем школьном возрасте очень важно следить за соблюдением режима сна. Первокласснику необходимо спать 11,5 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Сон должен быть глубоким и спокойным, поэтому не допускайте перед сном шумных игр, занятий спортом, просмотра страшных фильмов, ссор и повышения голоса. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях, что нередко бывает, когда в комнате, где спит ребенок, включен телевизор, радио.

 

свернуть

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

В настоящее время во всем мире наблюдается устойчивый рост преступлений связанных с изготовлением и распространением детской порнографии, что в свою очередь влияет на рост сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних, не обошло данное направление и Республику Беларусь.

Основным источником информации для возбуждения и расследования уголовных дел являлись и являются заявления от родителей или законных представителей несовершеннолетних, которые пострадали от противоправной деятельности. Также, остается актуальным мониторинг социальных сетей находящихся в глобальной компьютерной сети Интернет.

Выявление преступлений в сфере половой неприкосновенности  несовершеннолетних осложняется не желанием ряда взрослых и самих детей разглашать о случившемся, дабы не испортить репутацию несовершеннолетнему и семье, где он воспитывается.

На опыте, полученном сотрудниками УВД Минской области, с уверенностью можно сказать, что преступления в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних по-прежнему остаются латентными. Выявляемые преступления являются лишь малой частью от всех, совершенных в отношении детей.

Уже в текущем году на территории области по состоянию на 01.05.2017 выявлено 75 (2016-43) преступлений предусмотренных ст. 343, 343-1 УК Республики Беларусь (распространение порнографических материалов или предметов).

Наряду с этим отмечается с 18 до 32 увеличение количества пострадавших несовершеннолетних от преступных посягательств против половой неприкосновенности или свободы (ст.166-170 УК).

Как правило, своих жертв педофилы стараются выбирать из малообеспеченных семей, изредка, из достаточно обеспеченных семей.

Работа по выявлению и пресечению деятельности лиц, посягающих на половую неприкосновенность несовершеннолетних, остро встает перед подразделениями ОВД, так как лицо, совершив преступление, и не понеся за него соответствующее наказание, чувствует, что несовершеннолетние являются беззащитными и любое действие, совершенное в отношении них и в дальнейшем останется безнаказанным.

Чувствуя свою безнаказанность, преступник в дальнейшем старается удовлетворить свою половую страсть любыми способами, на данном этапе он готов на все, шантаж, обман и насилие. В результате несовершеннолетний получает не только психологическую травму, но зачастую и физические травмы.

В случае если потерпевшие из малообеспеченных семей, то педофилы заманивают их в свои сети, угощая различными сладостями, передавая последним незначительные суммы денежных средств.

В случаях с детьми из обеспеченных семей, находятся аргументированные убеждения, о том, что занятие сексом, в том числе, и в неестественных формах, это «модно» и это необходимо попробовать, чтобы быть в тренде.

Имея хорошую психологическую подготовку, преступники оказывают детям, обделенным родительским вниманием, свое внимание и ласку, неестественную для чужого человека, заменяя таковых со стороны родителей. Как известно, именно этого не хватает детям, в связи с чем, они всегда ищут возможность получить недостающее внимание.

Практически все преступники, не смотря на возраст, проявляют интерес к приобретению, просмотру и коллекционированию детской порнографии. В данном направлении в выявлении преступников активно способствует программное обеспечение CPS (Child Protection System), однако, следует отметить, что указанное программное обеспечение написано и работает в полной мере в тех странах, где в уголовном законодательстве закреплен термин – «ГРУММИНГ» (поиск детской порнографии, переписка с несовершеннолетними на сексуальные темы и т.д.). В Республике Беларусь в настоящее время лишь ведется работа по дополнению и изменению уголовного законодательства в указанном направлении. В связи с чем, указанное программное обеспечение несет лишь информационную нагрузку.

Возвращаясь к преступникам, совершающим преступления, посягающие на половую неприкосновенность несовершеннолетних, следует отметить, что это могут быть лица, ведущие одинокий, замкнутый образ жизни, не стремящиеся создать и поддерживать отношения с противоположным полом.

Так и ведущие спокойный, размеренный семейный образ жизни, не привлекающие к себе внимания окружающих. Зачастую их считают в обществе примерными семьянинами, они имеют детей, активно участвуют в общественной жизни.

Преступники, как правило, стараются трудоустроиться на работу в места пребывания молодежи – школы, интернаты, различные дома творчества и спортивные секции. Своим поведением и поступками не выдают свои истинные намерения. Общение с несовершеннолетними не вызывает у окружающих подозрения, так как все свои действия преступники искусно камуфлируют под общественную деятельность – преподают уроки рисования, музыки, занимаются репетиторством, проповедуют религию, оказывают спонсорскую помощь детским интернатным учреждениям, и все это, в своем большинстве, безвозмездно.

Педофилы могут получать удовлетворение как от общения и прикасания, так и просто наблюдения за несовершеннолетними. При возможности вступить в половой контакт, они, обычно стараются удовлетворить своего «партнера» любыми способами, а именно в случаях с девочками целовать, ласкать тело и интимные места, целовать половые органы. В случае с мальчиками делать минет или же выступить в роли пассивного полового партнера. Указанные лица изначально не настойчивы, и в случае отказа «жертвы» от отношений, воспринимают это спокойно. Встречаются педофилы, которые стараются удовлетворить исключительно свою половую похоть (вступление в классические половые контакты, минет и т.д.), заканчивающиеся наступлением оргазма и эякуляцией (семяизвержением), при этом на не желание и сопротивление ребенка они не обращают внимание.

Общение преступника, как правило, происходит не только с несовершеннолетними, которые становятся жертвами, но и с другими детьми, в отношении которых преступник никогда не направит свой преступный умысел, так например это дети знакомых или родственников, однако существуют и случаи совершения преступлений в отношении детей родственников, либо приемных детей.

Избранная линия поведения не только способствует его положительному образу, но и защищает преступника, характеризуясь только с положительной стороны, любые высказывания пострадавших детей в свой адрес, преступник парирует фразой: -  «Ребенок получил от меня мало внимания, денег и т.д., и таким образом желает обратить на себя внимание», в то же время, дети не пострадавшие от преступной деятельности поясняют, что ничего подобного с ними не происходило, чем становятся на защиту преступника, сами того не осознавая.

Принимая во внимание общественное положение преступника, его возраст, социальный статус взрослые, воспитывающие несовершеннолетних детей, зачастую верят преступникам, нежели своим детям.

В своем большинстве преступники, совершающие преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, находясь в детском возрасте, на себе испытали жестокое отношение со стороны родителей, законных представителей или посторонних взрослых, либо стали жертвами половых преступлений. В результате, став взрослыми, они продолжают на подсознательном уровне испытывать угрозу со стороны взрослых и начинают искать отношения с несовершеннолетними, т.е. с лицами, находящимися в возрасте до применения к ним насилия.

Преступники после задержания, как правило, либо закрываются и ни о чем не сообщают, либо сообщают, что на совершение преступления их подтолкнули семейные обстоятельства (сексуальная жизнь была единообразной и не приносила удовлетворения), а в некоторых случаях, обвиняют пострадавших детей, что якобы последние заставили вступить с ними в половые контакты. Почему реализовать свою сексуальную неудовлетворенность они попытались с несовершеннолетними, пояснить не могут. Всячески пытаются избежать наказания.

Еще один вид преступлений, это размещая главным образом на личных электронных страницах социальных сетей видеоролики, видеофильмы и фотографии порнографического содержания для всеобщего просмотра, граждане в большинстве случаев не догадываются о противоправности своих действий, либо полагают, что останутся вне досягаемости для правоохранительных органов, вместе с тем данные действия влекут уголовную ответственность (ст.343 УК – лишение свободы от 2 до 4 лет; ст.343-1 УК – лишение свободы от 5 до 13 лет).

Общественная опасность данного преступления выражается в причинении существенного ущерба выработанной в обществе морали и устоев, регулирующих восприятие половых отношений между людьми. Половые отношения относятся к сфере интимной жизни человека, демонстрация которой общественной моралью признается недопустимой или ограничивается рамками искусства, образования или медицины. Грубое, вульгарное, демонстративное изображение полового акта и гениталий оказывает существенное негативное влияние на культуру половых отношений, особый вред причиняет формированию половой чувственности несовершеннолетних, стимулирует преждевременное и извращенное формирование половой страсти, стирает границы дозволенного и недопустимого в половых отношениях. Косвенным образом распространение порнографии влияет на количественные и качественные показатели преступности в сфере половой свободы и половой неприкосновенности. Порнография может использоваться для развращения несовершеннолетних и малолетних, для удовлетворения самых низменных чувств человека.

В составе анализируемого преступления особое значение имеет предмет преступления. К нему относятся:

- порнографические материалы;

- печатные издания, изображения или иные предметы порнографического характера;

- кино- и видеофильмы порнографического содержания.

Порнография - это вульгарно-натуралистическая, отвратительно циничная, неприличная фиксация половых сношений, являющаяся самоцелью, преднамеренная демонстрация преимущественно обнаженных гениталий, антиэстетических сцен полового акта, сексуальных извращений, зарисовок с натуры, не соответствующих моральным критериям, оскорбляющих честь и достоинство личности, иногда ставя ее ниже проявлений животных инстинктов.

Родителям и педагогам необходимо обращать внимание на несовершеннолетних резко изменивших свое поведение, а именно:

  1. Ведут взрослые разговоры об интимной жизни;
  2. Приобретают вещи и предметы, которые ранее им не могли позволить родители, законные представители (мобильные телефоны, планшеты и т.д.);
  3. Увеличивается количество общений по средствам мобильной связи и Интернета, с лицами, не являющимися их сверстникам;
  4. Появляются денежные средства, в том числе и на средствах мобильной связи от посторонних лиц, происхождение которых дети не могут объяснить либо явно врут;
  5. Отказываются продолжать ходить на частные занятия, резко меняют свое отношение с положительного на негативное, в отношении лица которое проводило занятия, при этом не могут объяснить причину своего поведения;
  6. Отказываются либо пытаются избежать прохождения планового медицинского обследования;

При насилии в семье стараются больше времени проводить на улице, в кругу друзей, в общении со взрослыми становятся замкнутыми;

Боясь взрослых, о происходящем насилии рассказывают «по секрету» своим близким друзьям, жалуются на боли половых и внутренних органов.

Практика показывает, что в решении данных задач необходим комплексный подход как всех подразделений органов внутренних дел, так и иных заинтересованных: здравоохранения, образования, труда, занятости и социальной защиты, местных исполнительных и распорядительных органов и других. Более того, общественность не должна оставаться в стороне от столь глобальной проблемы.

Надлежащая организация совместно работы позволит своевременно выявлять такие факты и оказывать всяческое воздействие на лиц, создающим невыносимые условия для жизни других.

Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Беларуси

К преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы личности относятся: изнасилование (ст.166 УК), насильственные действия сексуального характера (ст.167 УК), половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст.168 УК), развратные действия (ст.169 УК), понуждение к действиям сексуального характера (ст.170 УК) и др.

Уголовным законодательством предусматривается ответственность за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, причем и в тех случаях, когда они совершены без подавления свободы воли потерпевшего путем физического или психического насилия и без использования беспомощного состояния подростка, т.е. с добровольного согласия потерпевшей (потерпевшего).

Таким образом, совершение указанных действий даже по обоюдному согласию является уголовно наказуемым деянием для того, кто уже достиг 18-летнего возраста. Степень половой зрелости, предшествующее поведение, наличие сексуальных контактов в прошлом и другие подобные обстоятельства, характеризующие потерпевшую (потерпевшего), не имеют значения для квалификации содеянного по ст.168 УК Беларуси. Санкция указанной статьи предусматривает два вида наказания – ограничение свободы на срок от двух до четырех лет или лишение свободы на срок от двух до пяти лет.

Проблема половых посягательств в отношении несовершеннолетних является одной из серьезнейших проблем современного общества. В последнее время, несмотря на ужесточение мер ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, наблюдается тенденция к увеличению подобных посягательств.

Особенностью некоторых уголовных дел является то, что обвиняемыми выступают близкие люди потерпевших – мать, отец и отчим. Официальная статистика правоохранительных органов не отражает полную картину половых посягательств, совершенных в отношении детей. Сложность ведения статистики по половым преступлениям в отношении несовершеннолетних обусловлена тем, что родители и дети скрывают подобные преступления.

Изучая информацию по фактам совершенных преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также анализируя причины и условия их совершения, зачастую устанавливается бесконтрольность со стороны родителей за поведением подростков и ослабленные родительско-детские связи, а также неосведомленность несовершеннолетних с действующим законодательством в этом направлении.

Ввиду высокой латентности преступлений указанной категории в большинстве случае приходится сталкиваться с уже состоявшимися преступлениями. Одним из условий совершения преступлений в отношении малолетних является то, что они с учетом их уровня развития в силу своего возраста, естественной психосексуальной незрелости, ограниченности жизненного опыта не могут понимать характер и значение совершаемых в отношении них действий и оказывать сопротивление.

Противодействовать подготовительной стадии таких преступлений крайне проблематично. Кроме того, преступники заставляют детей скрывать случившееся, используя различные способы воздействия, в том числе шантаж (например: выложить фото-материалы в интернет, если ребенок начнет уклоняться от их требований). В ряде случаев, расследуя уголовные дела, выясняется, что они заводят знакомства с детьми в сети Интернет, перед этим изучают детскую психологию для того, чтобы быстро войти к детям в доверие. Порой присылают детям фото или видео-материалы порнографического содержания, рассказывая о том, что это сейчас модно и многие подростки живут этим. «Педофилы» стараются тщательно скрывают свою преступную деятельность, что приводит к многоэпизодности таких преступлений. Как результат, на протяжении нескольких месяцев, иногда и лет, могут совершаться преступления в отношении детей.

Иногда и проживающая совместно мать, зная о том, что отец либо отчим совершает в отношении ребенка преступления против половой неприкосновенности, стесняется заявить об этом в милицию, либо также боится последствий физического насилия. 

Главная опасность рассматриваемой группы посягательств заключается в том, что половые преступления, совершаемые в отношении несовершеннолетних, грубо искажают представления ребёнка о мире, о себе и нарушают его взаимоотношения с другими людьми.

Каждый десятый ребёнок умирает, многие заканчивают жизнь самоубийством. Практически всегда свести счёты с жизнью ребёнка толкает пережитое насилие — физическое или моральное. Оно оставляет жестокий след на психическом и физическом состоянии ребёнка — у него вырабатывается комплекс вины, он считает себя хуже своих сверстников. Дети становятся замкнутыми и пугливыми, либо чересчур агрессивными. Лишь половина детей, которых судьба свела с педофилами, способны вернуться к нормальной жизни. Помочь здесь может только профессиональный психолог.

Применительно к данной группе посягательств, предупредительно-профилактическая деятельность включает в себя целый комплекс мер. Во-первых, информационно-разъяснительная, культурно-просветительская работа с населением, несовершеннолетними и жертвами сексуального насилия (распространение письменной информации и разъяснений). Во-вторых, регулярные встречи с учащимися школ, учреждений среднего и высшего профессионального образования и т.п., направленные на повышение уровня половой просвещенности подростков и предупреждение совершения (ими и в отношении них) аморально-сексуальных поступков. В-третьих, контроль и работа с подростками и их семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Основная задача в профилактической работе применительно к половым преступлениям в отношении несовершеннолетних состоит в повышении сознательности общества, осознании источника насилия, проведение просветительских и образовательных программ, а так же в защите прав уязвимых членов семьи – детей и непосредственная помощь в кризисных ситуациях.

 

свернуть

Памятка родителям

Памятки

Экстренная психологическая помощь - это краткосрочная помощь после сильного негативного стрессогенного воздействия (дистресса).

В ситуации оказания экстренной психологической помощи можно наблюдать целый спектр всевозможных реакций: плач; истерика; нервная дрожь; страх; агрессия; ступор; апатия и др.

Плач

Проявление реакции плача является симптомом переработки негативных эмоций, поэтому крайне важно дать реакции плача состояться. Признаки Человек уже плачет или готов разрыдаться; подрагивают губы; наблюдаются ощущение подавленности; нет возбуждения в поведении.

Помощь

  • Нежелательно оставлять пострадавшего одного;
  • Желательно использовать физический контакт с пострадавшим (взять за руку; положить свою руку на плечо или спину; погладить по голове);
  • Применить приемы «активного слушания» (это обеспечивает возможность состояться реакции плача, выплеснуть свое горе);
  • Периодически произносите «угу», «ага», «да», кивайте головой, т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете;
  • Повторяйте за человеком отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства;
  • Говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего;
  • Не задавайте вопросов и не давайте советов.

Истерика

Признаки

  • Сохраняется сознание, но почти невозможен контакт;
  • Чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы;
  • Речь эмоционально насыщенная, быстрая;
  • Крики, рыдания.

Помощь

  • Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку;
  • Если это не опасно, останьтесь с пострадавшим наедине;
  • Неожиданно совершите действия, которое может остановить истерику (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего);
  • Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («выпей воды», «умойся»);
  • После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием;
  • Не потакайте желаниям пострадавшего.

Нервная дрожь

Неконтролируемая нервная дрожь - так тело сбрасывает «напряжение». Если эту реакцию остановить, то напряжение останется в теле и может стать причиной мышечных болей и других болезней.

Признаки

  • Дрожь начинается внезапно сразу после инцидента или спустя короткое время;
  • - Появляется сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету).

Помощь

  • Усилить дрожь (для этого возьмите пострадавшего за плечи и резко потрясите в течении 10-15 секунд. Во время этого разговаривайте с ним, иначе человек может воспринять ваши действия как нападение);
  • - Неверно обнимать или прижимать пострадавшего к себе, укрывать его, успокаивать, говорить, чтобы взял себя в руки.

Страх

Признаки

  • - Напряжение мышц (особенно лицевых), сильное сердцебиение, учащенное поверхностное дыхание, сниженный контроля собственного поведения;
  • - Панический страх и ужас могут побудить к бегству, вызвать оцепенение, агрессивное поведение;
  • - При этом человек плохо контролирует, что он делает и что происходит вокруг.

Помощь

  • Бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью;
  • Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокойный пульс («Я сейчас рядом, ты не один»);
  • Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с вами ритме;
  • Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела;
  • Внимательно слушайте пострадавшего, высказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие;
  • Используйте отвлекающие занятия, не требующие сложных и интеллектуальных действий.

Агрессия

Признаки

  • Раздражение, недовольство, гнев (по любому поводу);
  • Нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;
  • Словесное оскорбление, брань;
  • Мышечное напряжение;
  • Увеличение кровяного давления.

Помощь

  • Сведите к минимуму количество окружающих;
  • Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку);
  • Поручите работу, связанную с высокой физической нагрузкой;
  • Демонстрируйте благожелательность;
  • Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

Ступор

  • Человек неподвижен, сидит в позе и ни на что не реагирует, он как бы «оцепенел от горя». Так проявляется ступор - одна из самых сильных защитных реакций организма.
  • Это происходит тогда, когда человек затратил столько энергии на выживание, что сил на любое взаимодействие с окружающим миром уже нет.

Признаки

  • Резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи, отсутствие реакции на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, боль);
  • «Застывание» в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности;
  • Возможно напряжение отдельных групп мышц.

 

свернуть

Памятка родителям как помочь ребенку эффективно учиться?

Родители придают большое значение образованию своих детей, но при этом не всегда точно знают, как помочь ребёнку с учёбой, а во что лучше не вмешиваться.

Особенно остро этот вопрос стоит с начальной школой, когда всё только начинается, закладывается база и определяется отношение к учёбе на все будущее.

Родители успешных детей делают примерно одно и то же, что помогает их детям преуспеть в учёбе. И это не столько связано с самой учебой, сколько со стилем воспитания в семье, и с моделированием своего отношения к жизни.

Выделяют 9 тактик, как родители могут помочь ребёнку эффективно учиться:

  1. Внимание и позитивное отношение к ребенку

Некоторые дети плохо учатся в школе, потому что неуверенные в себе и имеют низкую самооценку. Уверенный в себе ребёнок с адекватной самооценкой имеет намного больше шансов на успех, чем затюканный.

Почаще напоминайте ребёнку, что вы его любите, и что ваша любовь не зависит от оценок в школе. Это поддерживает его энтузиазм и веру в свои силы, и, в конечном счёте, хорошо отражается на успеваемости.

И пожалуйста, проводите много времени вместе, даже если только вечером, даже если только на выходных. Отложите телефон и побудьте с ребёнком, поиграйте, поговорите.

Не сравнивайте ребёнка с другими детьми в классе или детьми знакомых. Все дети разные. Можно сравнить ребёнка с ним самим же в более ранний период – и обязательно отметить его прогресс. Избегайте абсолютного мышления: не говорите ребёнку, что он всегда такой-то и такой-то (вечно всё забывает, постоянно отвлекается). Если возникла проблема, обсудите конкретный случай, но не распространяйте это на всё и всегда.

Избегайте паники в стиле «все пропало»: ты столько пропустил, что нагнать уже не получится; ты так поздно сел за уроки, что ничего уже не успеешь. Вместо этого, фокусируйтесь на положительной стороне: уже поздно, конечно, но раз ты сел за уроки только сейчас, постарайся сделать самое главное, а завтра начинай делать уроки раньше.

  1. Позитивное отношение родителей к учёбе

Исследования показывают, что у образованных родителей дети более успешны в учёбе. Секрет в отношении к учёбе в семье: знания ценятся родителями – потому и дети относятся к учёбе с уважением.

Чему можно поучиться у маленьких детей – это радости от процесса обучения. Малыши обожают узнавать что-то новое. Со временем учеба превращается в рутину – и радость уже не приносит.

На своем примере покажите, что люди учатся всю жизнь, и что учёба дает полезные знания и навыки, что она помогает вам получать от жизни то, что вы хотите.

Регулярно читайте и делитесь с ребёнком тем, что узнали. Если не знаете ответа на вопрос ребёнка, вместе ищите ответ в интернете и обсуждайте результаты поиска.

  1. Добросовестность, трудолюбие, ответственность

Лучше и легче всего учатся те школьники, которые добросовестны и трудолюбивы. Это даже важнее, чем наличие способностей. Трудолюбивый, настойчивый ребёнок, всегда будет достигать хороших результатов. Моделируйте трудолюбие и добросовестность дома в кругу семьи: делая работу по дому, комментируйте те моменты, где вы делаете дело на совесть.

Воспитывайте в ребёнке целеустремленность и ответственность. Дома разговаривайте о планах на ближайшее и далекое будущее, и о том, как этого достичь. Делитесь новостями с вашей работы, просите совета у ребёнка. Договоритесь с ребёнком о его домашних обязанностях и поощряйте их выполнение без ваших напоминаний.

  1. Адекватное отношение к успеваемости

Иногда для родителей оценки стоят на первом месте. В таком случае, неудачи в школе могут подрывать самооценку ребёнка. Здесь важно не завышать ожидания от ребёнка, и оценивать ребёнка исходя не только и не столько из успеваемости в школе. Не требуйте идеальности от ребёнка. Неудачи и трудности в школе – нормальная часть процесса обучения. Помогите ребёнку справляться с неудачами и учиться на ошибках: обсудите с ним, что пошло не так, и что надо сделать, чтобы улучшить ситуацию. Показывайте на своём примере, как вы решаете проблемы и относитесь к своим ошибкам.

  1. Режим дня

Да-да, все знают, что детям важно хорошо питаться, высыпаться, достаточно отдыхать, и заниматься спортом. Но иногда, в погоне за дополнительными секциями, родители забывают об этом.

Здесь все просто. Если ребёнок не выспался – он не может думать продуктивно. Ребёнку необходимо спать минимум 8 часов в сутки. Научно доказано, что во время сна мозг не отдыхает, а усваивает новую информацию, полученную за день. Дети, которые высыпаются, учатся быстрее, лучше фокусируются и эффективнее запоминают.

Питание также важно: не слишком много, не слишком мало. Включите в рацион ребёнка жирную рыбу, яйца и орехи. И вода. Ребёнок должен пить  достаточно воды. Купите ребёнку красивую многоразовую бутылку для воды и приучите регулярно ее выпивать и наполнять снова. Спорт несколько раз в неделю помогает мозгу справляться с нагрузками. Исследования показывают, что память и ясность мышления улучшаются уже после 15 минут тренировки. Отдых также необходим детям, как и учёба. Для начальных классов лучший отдых – это игра. В учёбе нужно делать перерывы: на каждые 25-30 минут активной учёбы необходимо 5-10 минут отдыхать. Время для домашнего задания нужно выделить днём или рано вечером, но не ночью. Лучше чтобы ежедневно это было одно и то же время, чтобы выработалась привычка. Самый сложный материал нужно повторить перед сном – тогда он лучше обработается мозгом ночью – и на утро легче вспомнится!

Обратите внимание на то, в каких условиях дома учится ваш ребёнок: на кухне при включенном телевизоре, перед компьютером с играми или в отдельной комнате, где ничего не отвлекает? Организуйте рабочее место для ребёнка – красивое и комфортное. Уберите всё, что может мешать. И старайтесь сами не отвлекать ребёнка.

  1. Нагрузка в меру

Некоторые дети заняты весь день, больше взрослых: после школы они посещают тысячу кружков и секций, занимаются тремя видами спорта, у них есть репетиторы по многим предметам. А ещё родственники, друзья, общение, интернет, игры. И отдых, которого нет. Не старайтесь объять необъятное, не записывайте ребёнка в 10 кружков и секций. Лучше помочь самому ребёнку определить свои склонности и интересы – и отправить в соответствующую студию.

Большинство проблем с предметами в школе решаемы: поговорите с учителем и выясните у ребёнка, в чем проблема.

Следите, чтобы нагрузка соответствовала возрасту.

  1. Помогите ребёнку организовать своё время

Все взрослые знают, что дела бывают срочные и несрочные, важные и не очень. Но детям это не так очевидно. Для детей, подготовка к тесту, чтение книги и компьютерная игра могут стоять на одном уровне срочности и важности. Вместе с ребёнком обсуждайте, какие дела у вас сегодня вечером важные, а какие не очень: приготовить ужин, погулять с собакой, поиграть на компьютере, поболтать с подругой. Вместе тренируйтесь ставить цели. Таким же образом, тренируйте ребёнка ставить самому себе цели: хочется в воскресенье поехать к другу в гости, значит, уроки нужно сделать в субботу. Дальше – цели более длительные: хочется получить хорошую оценку за тест, значит нужно учить слова каждый день, читать тексты и делать задания, на уроках активно работать и задавать вопросы, сделать конспект, а перед тестом все повторить вовремя.

  1. Терпение, терпение, терпение

Иногда родители слишком спешат научить детей всему и сразу: читать в 2 года, английскому в 3 года, писать в 4, математике в 5... Излишняя нагрузка не по возрасту приводит к стрессу и усталости. При первых неудачах или трудностях родители расстраиваются. Ребёнок при этом теряет веру в свои силы и развивает негативное отношение к учёбе.

Родители нервничают и нанимают репетиторов. Это приводит к еще большей нагрузке – и всё по кругу. Относитесь терпеливо к процессу развития ребёнка. До школы и в самом начале школы игра и социальные навыки – намного важнее учёбы и знаний. И помните, что трудности в учёбе – это также шанс для ребёнка научиться решать проблемы, справляться с неудачами и учиться на своих ошибках.

  1. Не давайте ребёнку рыбку, а научите ребёнка ловить её

Научите ребёнка учиться. Не делайте уроки за ребёнка, и не делайте уроки с ребёнком. Излишняя опека и контроль расслабляют. В результате, дети находятся в позиции ожидания помощи, указаний, поддержки. Дайте ребёнку возможность проявлять самостоятельность и ответственность.

Научите ребёнка, как организовать своё время, как работать эффективно, как ставить цели и добиваться их – а саму учёбу предоставьте ребёнку. Конечно, если ребёнок обратится за советом или попросит объяснить трудный материал, обязательно помогите ему. Но вместо того, чтобы решить за него задачу, объясните принцип решения. А еще лучше – посоветуйте ребёнку, что нужно сделать, чтобы самому найти ответ на свой вопрос. Так вы дадите ребёнку инструмент для успешной учёбы и уверенность в себе при любых обстоятельствах.

Лучшее, что вы можете дать ребёнку – это знание того, как он сам может найти, понять, и запомнить нужную ему информацию.

 

свернуть

Oсновные правила воспитания школьника

Oсновные правила воспитания школьника

Правило № 1

Реагируйте не на вес проступки сына или дочери, так как это может вызвать обратную реакцию — закрепить нежелательное поведение. Если вы обращаете на ребенка мало внимания, он будет пользоваться таким поведением, чтобы вы услышали его.

Правило № 2

Попытайтесь разобраться в поведении ребенка, внимательно выслушивайте, а потом начинайте действовать. Ваша первая реакция на происходящее может быть неверной.

ПРАВИЛО № 3

Родители должны сами найти путь к своему ребенку, почувствовать, что необходимо для наилучшего контакта с дочерью или сыном.

ПРАВИЛО № 4

Не копите недовольство на ребенка. Вместо этого попытайтесь разобраться в тех чувствах, которые вызывают у вас сын или дочь, обсудите их с супругом или другом.

ПРАВИЛО № 5

 Не устанавливайте слишком много запретов. Но те, которые существуют, нарушать нельзя. Ребенок должен знать, за что он будет наказан.

ПРАВИЛО № Б

Если вы чувствуете, что не правы, — признайтесь в этом. Не бойтесь потерять авторитет, так как хуже то, что ребенок перенимает ваш стиль поведения, даже если не прав, отстаивает свое мнение.

ПРАВИЛО № 7

Чаще давайте почувствовать ребенку, что вы считаетесь с его мнением, что его суждения тоже имеют авторитет. Так как некоторые конфликты возникают тогда, когда ребенок хочет утвердить свою самостоятельность.

ПРАВИЛО № 8

Не вступайте с ребенком в борьбу за власть. Установите приемлемые правила и запреты. Если их немного, но они тверды и логичны, то родитель, убеждая ребенка, может опираться на них. Выслушайте ребенка, а потом принимайте решение.

ПРАВИЛО № 9

Постарайтесь не говорить много. Говорите спокойно и твердо. Не включайтесь в бесконечный спор. Если же спора, особенно эмоционального, не удается избежать, можно выйти из комнаты, показав тем самым, что разговор окончен.

ПРАВИЛО №10

Физическое наказание не приносит пользы, так как снимает у наказанного чувство вины и препятствует ее осознанию. Одновременно закрепляется информация: “Зол на кого-либо — ударь”.

Литература по семейному воспитанию:

  1. Байярд Д. «Ваш беспокойный подросток»
  2. Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи»
  3. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?»
  4. Джайнотт Х. Дж. «Родители и дети»
  5. Кемпбелл Росс «Как на самом деле любить детей»
  6. Корчак Я. «Как любить детей»
  7. Леви В. «Нестандартный ребенок»
  8. Макаренко А.С. «Книга для родителей»
  9. Сатир В. «Как строить себя и свою семью»
  10. Сухомлинский В.А. «Родительская педагогика»
  11. Хоментаускас «Семья глазами ребенка»

 

свернуть

Kак научить ребенка рассказывать о своих проблемах

 Каждый родитель стремится стать для своего ребенка тем самым человеком, к которому тот обратится в минуту сомнений и трудностей. Но как этого добиться? Как приучить детей говорить о своих переживаниях, чувствах и проблемах? Рекомендациями делится психолог Алекс Минченкова.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАССКАЗЫВАТЬ О СВОИХ ПРОБЛЕМАХ

Для того, чтобы научить ребенка распознавать эмоции и чувства, управлять эмоциональным состоянием, своим и других людей, понимать намерения, мотивацию и желания окружающих, родителям нужно начинать с себя. Описывайте свои чувства, сопровождая рассказ мимикой и жестикуляцией: когда расстроены, сделайте грустное лицо, если радуетесь, улыбнитесь шире. Ребенок должен четко понимать, как проживается любая из эмоций и чувств. ФРАЗЫ-«МАЯЧКИ», КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ РАЗВИВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЕНКА Следующие слова помогут детям идентифицировать ваши эмоции: «Я радуюсь тому, что ты улыбаешься», «Я расстроилась, потому что ты не убрал свои игрушки», «Я рассержена, потому что ты не помог мне с уборкой», «Я счастлива, что ты сумел это сделать», «Я грущу, потому что ты болеешь». Проговаривайте и то, что чувствует ребенок: «Ты злишься, когда я занята и не могу к тебе подойти», «Ты радуешься, когда я тебя обнимаю», «Ты веселишься, играя с другом», «Ты сердишься, потому что мы слишком долго ходим по магазину и ты устал», «Ты переживаешь перед поездкой в незнакомое место». Не скрывайте от ребенка проблемы — говорите о них прямо, выражая эмоции и транслируя чувства. Тогда и он будет знать, как можно рассказывать о своих трудностях, выражать переживания, и будет более открытым. О ВАЖНОСТИ ВОПРОСОВ В разных ситуациях спрашивайте детей о том, что они чувствуют, нравится ли им то, что делают они или другие, или нет. Стройте вопросы с учетом возраста ребенка. Например, у малыша можно спрашивать: «Тебе нравится строить из кубиков башню?», «Что ты чувствуешь, когда папа приходит с работы?», «А когда видишь большую собаку?».

К детям постарше можно обращаться и с более сложными вопросами: «Что ты чувствуешь перед контрольной?», «Как думаешь, какие эмоции могут испытывать люди в подобной ситуации?», «У тебя бывают случаи, когда ты не понимаешь чувства окружающих? Расскажи мне об этом».

😄 Эмоции — важная составляющая психики, и, если вы разовьете в ребенке эмоциональный интеллект, это не только научит его делиться с вами своими проблемами, но и поможет строить отношения с другими.

Задача ответственного родителя — не критиковать сами чувства или сопровождающие их действия, а объяснить ребенку, как еще можно выразить эмоции в подобном случае. Возможно, ему захочется покричать или побить подушку, отвлечься на игру или телевизор. Дайте ему время, чтобы он мог выдохнуть и переключится на другие эмоции.

 

свернуть

Если ребенок врёт

Довольно часто мы встречаемся с тем, что дети, едва научившись разговаривать, начинают врать. Говоря первые слова лжи, они делают это так уверенно, что не зная мат.часть и фактов, можно поверить в то, что говорят маленькие врунишки. Насколько это допустимо? Что вырастет из любимого чада?

Сразу хочу сказать, что относиться к детской лжи категорично не стоит. А ну-ка, положа руку на сердце, кто не говорил маме: «Нет, я конфеты не трогал», «Нет, ты что, мам, это просто накурено в помещении было», «Нет, мамочка, он мне просто друг». Врали все. Так что не стоит сразу устраивать лекции по поводу «Врать плохо» или применять таблетки «Подзатыльник отца». Сначала необходимо определить, для каких целей ребенок врет. Если он пытается приукрасить рассказываемую им историю – не стоит ловить его на словах: ведь так интересно окунутся в мир детской фантазии! Однако можно время от времени наблюдать на его конфуз, указывая: «Как? А ты же говорил…». Но что могу точно сказать: не стоит ловить его на лжи при друзьях. Мало того, что это может сказаться на Ваших с ребенком отношениях, не следует забывать о том, что следует «Беречь честь смолоду», в том числе и от посягательств со стороны родных родителей.

Если ребенок врет, чтобы избежать наказания, так же не следует придавать его немедленной казни. У меня есть знакомый: замечательный педагог. Так вот он что делал в таких случаях. Как только он убедился в нечестности нашалившего ребенка, он устраивал целую церемонию. Собирал весь класс. И говорил о тех, кто, несмотря на всяческие угрозы и страхи, признавались во лжи, демонстрируя свое благородство. Обычно хватало десяти минут. По словам этого учителя, «самое сложное – делать серьезное лицо, опечаленное немного». Дети всегда пытаются быть как герои из фильмов – так почему же не помочь им немного? Как правило, урок «благородства» помогал много лучше, чем жесткий допрос учащихся.

И если уже ваше чадо – профессиональный лгунишка, который врет ради самого процесса, для которого ложь – целое творчество, то в этом случае придется закатать рукава. Тут надо отучать. Скажи наперед: физическое воздействие – самое грубое, оно наносит некую травму не только физически, но и духовно. Однако, статистически, это самый действенный метод. Так что стоит тридцать семь раз подумать прежде, чем поднять руку на своего ребенка. Безусловно, стоит внушить ему, что врать прежде всего низко, подло и некрасиво. А если ему хочется что-то фантазировать, то в шкафу лежит чудесная ручка и магическая бумага – пусть пишет, черт возьми. Ваш слуга на своем опыте знает, как забавно взрослому читать собственные детские бредни, как дорого они потом ценятся для самого писателя через 2-3 десятка лет.

Ребенок – как пластилин. Из него можно вылепить все, что угодно. И «антилгуна» тоже. Главное подойти к процессу творчески. В конце концов, лишать ребенка фантазии тоже нельзя. И ограничивать во лжи тоже опасно для Вас же. Иначе потом сложно будет служить авторитетом для своего чада, а уже поверьте, вы ему врете чаще, чем он вам. Когда? Вы ему честно рассказываете, откуда берутся дети? Или все еще несете чушь про аиста, капусту и папу Карло? Вы ему правду сказали, поведав, что его папа – разбившийся летчик, а не спившийся бомж с соседнего двора? Про деда Мороза, зубную фею и Бабайку я вообще молчу.

Вранье только во взрослой жизни – показатель низости. В детстве это еще маячок фантазии и творческой жилки… Однако дети так быстро растут…

свернуть