РУС БЕЛ ENG

«Нормы оценки»

Выписка из правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования

ПРАВИЛА проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования

ГЛАВА 4 ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ОТМЕТКИ ПО ИТОГАМ УЧЕБНОГО ГОДА

  1. Учащимся предоставляется право на пересмотр положительной отметки по итогам учебного года не более чем по двум учебным предметам (модулям) в случае, если с ней не согласен учащийся.

Для пересмотра положительной отметки по итогам учебного года по учебным предметам (модулям), за исключением учебных предметов, по которым проводится централизованный экзамен, учащийся подает в течение двух рабочих дней после завершения учебных занятий в учебном году заявление на имя руководителя учреждения образования (уполномоченного им лица).

Для пересмотра положительной отметки по итогам учебного года по учебным предметам, по которым проводится централизованный экзамен, учащийся подает в течение двух дней после выставления отметок по итогам учебного года по данным учебным предметам заявление на имя руководителя учреждения образования (уполномоченного им лица).

Сроки выставления отметок по итогам учебного года по учебным предметам, по которым проводится централизованный экзамен, устанавливаются приказом руководителя учреждения образования (уполномоченного им лица) и доводятся до учащихся (законных представителей несовершеннолетних учащихся).

  1. Пересмотр положительной отметки по итогам учебного года осуществляется учреждением образования в следующие сроки:

при завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования – в течение трех рабочих дней со дня подачи заявления.

ГЛАВА 5 УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ДОПУСКА УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА II И III СТУПЕНЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. К выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие положительные отметки по итогам учебного года по всем учебным предметам (модулям), экстерны, иные учащиеся, указанные в части второй настоящего пункта.

К выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованные не более чем по двум учебным предметам (модулям) по итогам учебного года, за исключением тех учащихся, которые имеют неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованы по итогам учебного года по учебным предметам (модулям), по которым проводятся выпускные экзамены.

Учащиеся, которые на выпускных экзаменах по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования получили неудовлетворительную отметку не более чем по двум учебным предметам (модулям), учащиеся, которые не явились на выпускные экзамены, сдают выпускные экзамены по этим учебным предметам (модулям) в иные сроки, установленные частью первой пункта 64 настоящих Правил.

Учащиеся, которые не явились на выпускной экзамен по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в иные сроки и (или) при сдаче в иные сроки выпускного экзамена получили неудовлетворительную отметку, остаются на повторный год обучения.

  1. К выпускным экзаменам, централизованным экзаменам по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие положительные отметки по итогам учебного года по всем учебным предметам (модулям), экстерны, иные учащиеся, указанные в части второй настоящего пункта.

К выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованные не более чем по двум учебным предметам (модулям) по итогам учебного года, за исключением тех учащихся, которые имеют неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованы по учебным предметам (модулям) по итогам учебного года, по которым проводятся выпускные экзамены, централизованный экзамен.

Учащиеся, не явившиеся на выпускной экзамен или получившие на выпускном экзамене по одному учебному предмету (модулю) неудовлетворительную отметку, могут сдать выпускной экзамен по этому учебному предмету (модулю) в сроки, установленные частью первой пункта 64 настоящих Правил.

Учащиеся, не явившиеся по уважительной причине на централизованный экзамен, могут быть допущены к централизованному экзамену в резервный день или иной срок в порядке, установленном Инструкцией по организации и проведению централизованного экзамена, утвержденной постановлением, утвердившим настоящие Правила.

  1. Учащиеся, имеющие неудовлетворительные отметки по итогам учебного года не более чем по двум учебным предметам (модулям) или не аттестованы не более чем по двум учебным предметам (модулям), за исключением учебных предметов (модулей), по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены, допускаются к аттестации по итогам учебного года по этим учебным предметам (модулям) в сроки, установленные частью первой пункта 64 настоящих Правил.

ГЛАВА 7 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ, ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ЭКЗАМЕНОВ

  1. Выпускные экзамены проводятся по текстам, содержащимся в сборниках экзаменационных материалов по соответствующим учебным предметам, разрабатываемым Министерством образования, и билетам, разрабатываемым Министерством образования.
  2. Выпускные экзамены по учебным предметам (модулям), которые проводятся в письменной форме, начинаются с 9.00.

Продолжительность выпускных экзаменов по учебным предметам (модулям), которые проводятся в письменной форме, устанавливается с учетом специфики учебного предмета, структурных элементов экзаменационной работы.

Учащиеся, выполнившие экзаменационную работу, сдают ее экзаменационной комиссии вместе с черновиком. Учащиеся, которые не выполнили экзаменационную работу в отведенное время, сдают ее незаконченной.

  1. На выпускные экзамены, которые проводятся в письменной форме, учащимся не разрешается приносить тетради, учебные пособия, учебники, учебные и справочные материалы.

На выпускных экзаменах, которые проводятся в устной форме, или в сочетании устной и практической форм, или в практической форме, учащиеся могут пользоваться картами, схемами, репродукциями, фонозаписями, аудиовизуальными средствами, музыкальными инструментами, учебно-лабораторным оборудованием.

  1. Для подготовки к ответу на выпускном экзамене, который проводится в устной форме или в сочетании устной и практической форм, учащемуся отводится не более 30 минут.

Члены экзаменационной комиссии слушают ответ учащегося по структурным элементам билета, не прерывая его ответа. В случае неполного ответа на структурные элементы билета учащемуся могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, предусмотренного билетом.

В случае, если учащийся не ответил по билету, то экзаменационная комиссия может по его просьбе разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол итогового испытания вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.

  1. По учебным предметам (модулям), по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены, экзаменационная комиссия выставляет кроме отметки, полученной на выпускном экзамене, централизованном экзамене, также итоговую отметку.

Итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое отметки по итогам учебного года и отметки (отметок), полученной (полученных) на выпускном экзамене, централизованном экзамене.

Положительная итоговая отметка не может быть выставлена при получении на выпускном экзамене неудовлетворительной отметки.

  1. Пересмотру не подлежат отметки, полученные на выпускных экзаменах, централизованных экзаменах, итоговые отметки, а также отметки по итогам года по учебным предметам (модулям) по итогам их изучения в предыдущих классах, которые вносятся в документ об образовании (свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) или в аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью).
  2. Учащиеся, которые заболели в период проведения выпускных экзаменов и выздоровели до их завершения, сдают до 10 июля текущего учебного года выпускные экзамены по тем учебным предметам, по которым они не сдали выпускной экзамен в основной срок. В случае продолжения заболевания они могут сдавать выпускные экзамены в иные сроки, установленные частью первой пункта 64 настоящих Правил.

ГЛАВА 8 ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ УЧЕБНОГО ГОДА, ВЫПУСКНЫХ И ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ЭКЗАМЕНОВ В ИНЫЕ СРОКИ

  1. В августе текущего учебного года по расписанию, утвержденному руководителем учреждения образования (уполномоченным им лицом), проводятся:

аттестация по итогам учебного года учащихся, получивших учебные задания на лето;

выпускные экзамены для учащихся, которые по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования имеют неудовлетворительные годовые отметки или не аттестованы по двум учебным предметам;

выпускные экзамены для учащихся, которые по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования не явились на выпускные экзамены;

повторно выпускные экзамены для учащихся, которые на выпускных экзаменах по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования в сроки, установленные в соответствии с частью второй пункта 3 статьи 161 Кодекса Республики Беларусь об образовании, получили неудовлетворительные отметки не более чем по двум учебным предметам (модулям);

выпускные экзамены для учащихся, которые заболели в период проведения выпускных экзаменов и продолжали болеть после их проведения, за исключением учащихся, заболевших в период проведения выпускных экзаменов и имеющих заболевания, включенные в перечень заболеваний, которые являются основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, определенный в порядке, предусмотренном частью первой пункта 5 статьи 161 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

  1. После завершения централизованных экзаменов в основной срок проводятся до 1 июня централизованные экзамены в резервные дни.

Централизованные экзамены в резервные дни сдают:

учащиеся, проживающие или получающие образование в зоне радиоактивного загрязнения и выезжающие в организованном порядке на оздоровление в санаторно-курортные и оздоровительные организации в сроки, установленные для проведения централизованных экзаменов;

учащиеся, которые заболели в основной срок проведения централизованных экзаменов;

учащиеся, которые не явились на централизованный экзамен в основной срок по уважительным причинам.

  1. В иные сроки, совпадающие с датами проведения централизованного тестирования в резервные дни, централизованные экзамены сдают:

учащиеся, которые заболели в период проведения централизованных экзаменов в основной срок и продолжали болеть во время проведения централизованных экзаменов в резервные дни;

учащиеся, которые заболели повторно в период проведения централизованных экзаменов в резервные дни;

учащиеся, которые не явились на централизованные экзамены в резервные дни по уважительным причинам;

лица, которые не подали документы для прохождения аттестации в порядке экстерната в установленные сроки.

  1. В иные сроки в августе централизованные экзамены сдают:

учащиеся, которые не явились на централизованные экзамены в резервные дни и иные сроки, совпадающие с датами проведения централизованных экзаменов в резервные дни, по уважительным причинам;

учащиеся, которые были удалены с централизованного экзамена в основной срок, резервные дни и иной срок, совпадающий с датами проведения централизованного тестирования в резервные дни;

учащиеся, бланки ответов которых на централизованном экзамене на основании решения комиссии учреждения образования «Республиканский институт контроля знаний» не подлежали обработке.

свернуть

Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету "История Беларуси"

Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся

п/п

 

Отметка в баллах по десятибалльной шкале

Показатели оценки

1.

1

(один)

Узнавание с помощью учителя отдельных элементов программного учебного материала (дат, исторических терминов, определений понятий, фактов (событий, явлений, процессов), персоналий, других элементов исторического знания) в предъявленном виде

2.

2

(два)

Самостоятельное узнавание и различение изученных элементов программного учебного материала (дат, исторических терминов, определений понятий, фактов (событий, явлений, процессов), персоналий, отдельных объектов (мест изученных исторических событий) на исторической карте, других элементов исторического знания) в предъявленном виде

3.

3

(три)

Воспроизведение по памяти (не в полном объеме и/или с помощью учителя) программного учебного материала (дат, исторических терминов, определений понятий, описаний исторических фактов (событий, явлений, процессов), фактов, связанных с деятельностью исторических личностей, и других элементов исторического знания).

Нахождение (не в полном объеме и/или с помощью учителя) информации, предъявленной в изученном материале в явном виде, объектов (мест изученных исторических событий) на исторической карте

4.

4

(четыре)

Самостоятельное воспроизведение по памяти программного учебного материала (дат, исторических терминов, определений понятий, описаний исторических фактов (событий, явлений, процессов), фактов, связанных с деятельностью исторических личностей, и других элементов исторического знания).

Самостоятельное нахождение в полном объеме информации, предъявленной в изученном материале в явном виде, объектов (мест изученных исторических событий) на исторической карте

5.

5

(пять)

Воспроизведение (не в полном объеме и/или с помощью учителя) на уровне понимания программного учебного материала (определений понятий, описаний исторических фактов (событий, явлений, процессов), деятельности исторических личностей с объяснением существенных признаков, отличительных особенностей, причинно-следственных связей).

Описание (не в полном объеме и/или с помощью учителя) изученных исторических фактов (событий, явлений, процессов), деятельности исторических личностей по предложенному плану (на основе текста и иллюстраций учебного пособия).

Установление (не в полном объеме и/или с помощью учителя) внутрипредметных и межпредметных связей при воспроизведении учебного материала.

Определение с помощью учителя хронологической последовательности изученных исторических фактов, их длительности.

Нахождение (не в полном объеме и/или с помощью учителя) информации, предъявленной в изученном материале в неявном виде (извлечение информации из иллюстраций, диаграмм, схем, таблиц, исторических карт, фрагментов исторических документов, иных источников).

Показ (не в полном объеме и/или с помощью учителя) изученных объектов на исторической карте

6.

6

(шесть)

Самостоятельное воспроизведение программного учебного материала (определений понятий, описаний исторических фактов (событий, явлений, процессов) на уровне понимания, деятельности исторических личностей с объяснением отличительных особенностей, причинно-следственных связей).

Самостоятельное описание изученных исторических фактов (событий, явлений, процессов), деятельности исторических личностей по предложенному плану (на основе текста и иллюстраций учебного пособия).

Самостоятельное установление внутрипредметных и межпредметных связей при воспроизведении учебного материала.

Самостоятельное определение хронологической последовательности изученных исторических фактов, их длительности.

Самостоятельное нахождение информации, предъявленной в изученном материале в неявном виде (извлечение информации из иллюстраций, диаграмм, схем, таблиц, исторических карт, фрагментов исторических документов, иных источников).

Самостоятельный показ изученных объектов на исторической карте

7.

7

(семь)

Применение (не в полном объеме и/или с помощью учителя) исторических знаний, операций и приемов мыслительной деятельности в знакомой ситуации (при решении стандартных учебных задач):

соотнесение дат исторических фактов с историческим периодом (эпохой);

синхронизация исторических событий, происходивших в различных регионах мира в изучаемый период;

анализ изученных исторических фактов (событий, явлений и процессов): выявление и объяснение их причин, основных признаков, последствий;

характеристика изученных исторических фактов (событий, явлений и процессов);

обобщение, классификация и систематизация изученных исторических фактов (событий, явлений и процессов) по предложенным критериям, формулирование на этой основе выводов;

сравнение изученных исторических фактов (событий, явлений и процессов) по предложенным критериям, выявление на этой основе общих и отличительных признаков, формулирование выводов;

конкретизация примерами изученных исторических явлений и процессов, понятий, выводов;

установление причинно-следственных связей между изученными историческими фактами (событиями, явлениями и процессами);

формулирование определений понятий на основе выявления их существенных признаков;

анализ фрагментов исторических документов по предлагаемому алгоритму; 

формулирование собственных оценочных суждений об изученных исторических фактах (событиях, явлениях и процессах), исторических деятелях и результатах их деятельности; важнейших достижениях развития науки и техники, культуры человечества в целом и отдельных цивилизаций.

Установление (не в полном объеме и/или с помощью учителя) внутрипредметных и межпредметных связей в процессе решения учебных задач.

Установление (не в полном объеме и/или с помощью учителя) связей между смысловыми единицами информации, представленной в разных знаковых системах (текстовой, графической, иной знаковой системе) и разных формах (таблицах, диаграммах, графиках, схемах, иных формах); интерпретация учебной информации; преобразование информации из одной знаковой системы в другую.

Использование (с помощью учителя) различных источников информации (справочников, энциклопедий, глобальной компьютерной сети Интернет, иных источников информации) для подготовки сообщений об исторических событиях, исторических личностях.

Использование (не в полном объеме и/или с помощью учителя) исторической карты при характеристике исторических фактов (событий, явлений, процессов).

Использование (с помощью учителя) примеров из художественной литературы, художественных и документальных фильмов, результатов ознакомления с историческими достопримечательностями, музеями при характеристике изученных исторических фактов (событий, явлений, процессов)

8.

8

(восемь)

Самостоятельное применение исторических знаний, операций и приемов мыслительной деятельности в знакомой ситуации (при решении стандартных учебных задач):

соотнесение дат исторических фактов с историческим периодом (эпохой);

синхронизация исторических событий, происходивших в различных регионах мира в изучаемый период;

анализ изученных исторических фактов (событий, явлений и процессов): выявление и объяснение их причин, основных признаков, последствий;

характеристика изученных исторических фактов (событий, явлений и процессов);

обобщение, классификация и систематизация изученных исторических фактов (событий, явлений и процессов) по предложенным критериям, формулирование на этой основе выводов;

сравнение изученных исторических фактов (событий, явлений и процессов) по предложенным критериям, выявление на этой основе общих и отличительных признаков, формулирование выводов;

конкретизация примерами изученных исторических явлений и процессов, понятий, выводов;

установление причинно-следственных связей между изученными историческими фактами (событиями, явлениями и процессами);

формулирование определений понятий на основе выявления их существенных признаков;

анализ фрагментов исторических документов по предложенному алгоритму;

формулирование собственных оценочных суждений об изученных исторических фактах (событиях, явлениях и процессах), исторических деятелях и результатах их деятельности; важнейших достижениях развития науки и техники, культуры человечества в целом и отдельных цивилизаций.

Самостоятельное установление внутрипредметных и межпредметных связей в процессе решения учебных задач.

Самостоятельное установление связей между смысловыми единицами информации, представленной в разных знаковых системах (текстовой, графической, иной знаковой системе) и разных формах (таблицах, диаграммах, графиках, схемах, иных формах); интерпретация учебной информации; преобразование информации из одной знаковой системы в другую.

Самостоятельное использование различных источников информации (справочников, энциклопедий, глобальной компьютерной сети Интернет, иных источников информации) для подготовки сообщений об исторических событиях, исторических личностях.

Самостоятельное использование исторической карты при характеристике исторических фактов (событий, явлений, процессов).

Самостоятельное использование примеров из художественной литературы, художественных и документальных фильмов, результатов ознакомления с историческими достопримечательностями, музеями при характеристике изученных исторических фактов (событий, явлений, процессов)

9.

9

(девять)

Оперирование (не в полном объеме и/или с помощью учителя) программным учебным материалом, применение исторических знаний, операций и приемов мыслительной деятельности в незнакомой ситуации (при изучении нового учебного материала, решении нестандартных учебных задач):

использование приемов анализа, сравнения, обобщения, систематизации, классификации, оценки, установления причинно-следственных связей; формулирование выводов при изучении новых исторических фактов (событий, явлений и процессов);

сравнение и оценка различных точек зрения на исторические факты (события, явления, процессы), исторических деятелей;

анализ фрагментов исторических документов, использование их при характеристике изученных исторических фактов, решении учебных задач; 

использование исторических карт в качестве источника информации для решения учебно-познавательных задач; 

аргументация собственных оценочных суждений об исторических фактах (событиях, явлениях и процессах), исторических деятелях и результатах их деятельности; важнейших достижениях развития науки и техники, культуры человечества в целом и отдельных цивилизаций.

Объяснение (с помощью учителя) исторического контекста окружающей действительности (при чтении художественной литературы, просмотре фильмов, посещении исторических достопримечательностей, музеев и во время иной деятельности).

Решение (не в полном объеме и/или с помощью учителя) учебных задач, требующих интеграции знаний из различных учебных предметов.

Выполнение (с помощью учителя) творческих заданий, проектов, исследовательских работ, описание и объяснение их результатов.

Анализ (не в полном объеме и/или с помощью учителя), систематизация данных из различных источников; сравнение учебной информации и собственного опыта, построение на этой основе предположений, доказательство или опровержение гипотез; оценка исторической информации на основе собственных убеждений и опыта; определение ценности учебной информации для решения поставленной учебной задачи; использование информации для решения учебной или практической задачи; представление информации в различных знаковых системах

10.

10

(десять)

Самостоятельное оперирование программным учебным материалом, применение исторических знаний, операций и приемов мыслительной деятельности в незнакомой ситуации (при изучении нового учебного материала, решении нестандартных учебных задач):

использование приемов анализа, сравнения, обобщения, систематизации, классификации, оценки, установления причинно-следственных связей; формулирование выводов при изучении новых исторических фактов (событий, явлений и процессов);

сравнение и оценка различных точек зрения на исторические факты (события, явления, процессы), исторических деятелей;

анализ фрагментов исторических документов, использование их при характеристике изученных исторических фактов, решении учебных задач;

использование исторических карт в качестве источника информации для решения учебно-познавательных задач;

аргументация собственных оценочных суждений об исторических фактах (событиях, явлениях и процессах), исторических деятелях и результатах их деятельности; важнейших достижениях развития науки и техники, культуры человечества в целом и отдельных цивилизаций.

Самостоятельное объяснение исторического контекста окружающей действительности (при чтении художественной литературы, просмотре фильмов, посещении исторических достопримечательностей, музеев и во время иной деятельности).

Самостоятельное решение учебных и практических задач, требующих интеграции знаний из различных учебных предметов. 

Самостоятельное выполнение творческих заданий, проектов, исследовательских работ, описание и объяснение их результатов.

Самостоятельный анализ, систематизация данных из различных источников; сравнение учебной информации и собственного опыта, построение на этой основе предположений, доказательство или опровержение гипотез; оценка исторической информации на основе собственных убеждений и опыта; определение ценности учебной информации для решения поставленной учебной задачи, использование информации для решения учебной и/или практической задачи; представление информации в различных знаковых системах

 

свернуть

Нормы оценки по учебному предмету "Математика"

Шкала перевода суммарного количества баллов, полученных учащимся за выполнение тематической самостоятельной или контрольной работы, содержащей 10 заданий, в отметку в баллах по десятибалльной шкале

п/п

 

Количество баллов, полученных учащимся

Отметка в баллах по десятибалльной шкале

1.

1

1

(один)

2.

2–4

2

(два)

3.

5–7

3

(три)

4.

8–12

4

(четыре)

5.

13–18

5

(пять)

6.

19–25

6

(шесть)

7.

26–33

7

(семь)

8.

34–42

8

(восемь)

9.

43–52

9

(девять)

10.

53–55

10

(десять)

Примечания:

  1. Структура и механизм оценивания работ в рамках поурочного контроля определяются учителем в соответствии с показателями оценки результатов учебной деятельности учащихся согласно таблице 1.
  2. При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.

К категории существенных относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не знает формул, не усвоил математические понятия, правила, утверждения, не умеет оперировать ими и применять при выполнении заданий.

Существенными считаются ошибки, допущенные:

в определении основных понятий, законов, правил, утверждений, в формулах, общепринятых символах обозначений величин, единицах их измерения (перевод единиц);

в наименовании единиц измерения;

в применении алгоритмов для решения задач, уравнений, неравенств, систем, приводящие к логическим ошибкам или искажению конечного результата;

при чтении и построении графиков, нахождении значения функции по значению аргумента и ее графику, нахождении области определения функции; неучет области определения функции при выполнении различных заданий;

при решении иррациональных, показательных и логарифмических уравнений (потеря корня или приобретение посторонних корней);

при вычислении в заданиях, цель которых – проверить уровень сформированности вычислительных навыков;

при выполнении арифметических действий;

при выполнении преобразований различных выражений, связанных с незнанием правил, свойств, формул, законов и алгоритмов, правил сокращения дробей;

при делении натуральных чисел или десятичных дробей, связанных с пропуском нуля в частном; потерей или неправильной постановкой запятой в частном;

в выборе знака в результате выполнения действий над отрицательными числами и числами разных знаков; при раскрытии скобок, если перед скобками стоял знак «–»; при переносе слагаемых из одной части уравнений или неравенств в другую;

в формулах (корней квадратного уравнения, сокращенного умножения, основных тригонометрических тождеств, формул приведения, нахождения производных функций, формул для нахождения площадей боковых, полных поверхностей и объемов многогранников и тел вращения, иных формул);

при решении неравенств, связанные с сохранением знака неравенства при делении обеих его частей на одно и то же отрицательное число, без учета свойства монотонности функции (показательной и логарифмической);

при записи корней тригонометрических уравнений, обусловленной незнанием или неверным применением формул корней для решения простейших тригонометрических уравнений;

при указании координат точки;

при формулировании утверждения при доказательстве или обосновании решения;

при выполнении измерений и построений с помощью циркуля и линейки;

при изображении фигур на плоскости и фигур в пространстве;

при проведении высот (треугольников, четырехугольников и иных фигур), при изображении расстояния от точки до прямой, расстояния между прямыми.

К категории несущественных относятся ошибки, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении знаний и умений; отдельные ошибки вычислительного характера, в формулировке вопросов, определений, математических утверждений, ошибки, которые не привели к искажению способа выполнения задания; небрежное выполнение записей, рисунков, графиков, схем, диаграмм, таблиц, ошибки в написании математических терминов.

Несущественными считаются также следующие ошибки:

неточность формулировок, определений, понятий, утверждений;

нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа;

неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;

недоведение до конца преобразования;

неправильное использование в отдельных случаях наименований единиц измерения;

сохранение в окончательном результате при вычислениях или преобразованиях выражений неправильной дроби или сократимой дроби;

случайные погрешности в вычислениях при решении геометрических, алгебраических задач и выполнении тождественных преобразований.

  1. При оценке результатов учебной деятельности учащихся следует учитывать все ошибки (существенные и несущественные). Количество баллов за выполнение задания снижается не менее чем на 50 %, если в нем допущена существенная ошибка, и не менее чем на 10 %, если в нем допущена несущественная ошибка. Количество баллов за нерациональный способ решения задачи, математических преобразований и вычислений, небрежное выполнение записи, рисунка, чертежа, графика, схемы; ошибки в записи математического термина снижается не менее чем на 5 %.
  2. В случае, если суммарное количество баллов, набранных учащимся по результатам выполнения тематической самостоятельной работы или контрольной работы с учетом допущенных ошибок, является не целым числом, то оно округляется до целого числа по правилам математического округления, а затем переводится в отметку по десятибалльной шкале.
свернуть

Нормы оценки творческих работ учащихся по учебному предмету "Русский язык"

Нормы оценки творческих работ учащихся

п/п

Отметка в баллах по десятибалль-ной шкале

Содержание

Речевое оформление

Грамотность

(количество ошибок)

1.

1

(один)

Работа не соответствует теме, или тема не раскрыта.

Нарушены смысловая связь предложений и последовательность в развитии основной мысли.

Допущено более 8 недочетов в содержании

Работа отличается бедностью словаря, короткими однотипными конструкциями.

Допущено более 8 речевых недочетов 

Более, чем на 2 балла

2.

2

(два)

Работа не соответствует теме.

Смысловая связь предложений и последовательность в развитии основной мысли часто нарушаются.

Допущено не более 8 недочетов в содержании

Работа характеризуется бедностью словаря, однотипностью конструкций.

Допущено не более 8 речевых недочетов

0/11, 0/10, 1/10, 1/9, 2/9, 2/8, 3/8, 3/7, 4/7, 4/6, 5/6, 5/5, 6/5, 6/4, 7/4, 7/3, 8/3, 8/2, 9/2, 9/1, 10/1, 10/0, 9/0 и/или 0–10 грамматичес-ких ошибок

 

3.

3

(три)

Работа частично раскрывает тему и основную мысль.

Смысловая связь предложений и последовательность в развитии основной мысли в ряде случаев нарушаются.

Допущено не более 7 недочетов в содержании 

 

Работа отличается бедностью словаря, однотипностью конструкций.

Допущено не более 7 речевых недочетов

0/8, 0/9, 1/7, 1/8, 2/6, 2/7, 3/5, 3/6, 4/4, 4/5, 5/3, 5/4, 6/2, 6/3, 7/1, 7/2, 7/0, 8/0

при 0–8 граммати-ческих ошибках

4.

4

(четыре)

Работа частично раскрывает тему и основную мысль, имеются отклонения от темы.

Смысловая связь предложений и последовательность в развитии основной мысли в единичных случаях нарушаются.

Допущено не более 6 недочетов в содержании

Работе присуща определенная бедность словаря и однотипность синтаксических конструкций.

Допущено не более 6 речевых недочетов 

0/7, 1/6, 2/5, 3/4, 4/3, 5/2, 6/1, 6/0

при 0–6 граммати-ческих ошибках

5.

5

(пять)

Работа в целом раскрывает тему и основную мысль; имеются отклонения от темы.

Выдерживается общая смысловая цельность в развертывании основной мысли, смысловая связь предложений и последовательность в развитии основной мысли в целом соблюдаются.

Допущено не более 5 недочетов в содержании

В работе отмечаются случаи использования выразительных средств языка.

Допущено не более 5 речевых недочетов

0/6, 1/5, 2/4, 3/3, 4/2, 5/1, 5/0

при 0–5 граммати-ческих ошибках

6.

6

(шесть)

Работа в целом раскрывает тему и основную мысль, имеются отклонения от темы. 

Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются общая смысловая цельность в развертывании основной мысли, смысловая связь предложений.

Допущено не более 4 недочетов в содержании

 

Работа в целом отличается разнообразием используемых языковых средств, точностью словоупотребления, выразительностью.

Допущено не более 4 речевых недочетов

0/5, 1/4, 2/3, 3/2, 4/1, 4/0

при 0–4 граммати-ческих ошибках

7.

7

(семь)

Работа раскрывает тему и основную мысль.

Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются общая смысловая цельность в развертывании основной мысли, смысловая связь предложений.

Допущено не более 3 недочетов в содержании

Работа отличается разнообразием используемых языковых средств, точностью словоупотребления, выразительностью.

Допущено не более 3 речевых недочетов, в том числе нарушений стилевого единства текста

0/4, 1/3, 2/2, 3/1, 3/0

при 0–3 граммати-ческих ошибках

8.

8

(восемь)

Работа раскрывает тему и основную мысль.

Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются смысловая цельность в развертывании основной мысли, смысловая связь предложений.

Допущено не более 2 недочетов в содержании

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых языковых средств, точностью, общей логичностью, выразительностью, стиль работы в целом характеризуется единством использования языковых средств.

Допущено не более 2 речевых недочетов

 

0/3, 1/2, 2/1, 2/0

при 0-2 граммати-ческих ошибках 

9.

9

(девять)

Работа полностью раскрывает тему и основную мысль (наличие тематического единства). 

Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются смысловая цельность в развертывании основной мысли, смысловая связь предложений.

Допущено не более 1 недочета в содержании

Работа отличается богатством словаря и разнообразием используемых языковых средств, точностью, логичностью, уместностью, выразительностью, единством использования языковых средств.

Допущено не более 1 речевого недочета

0/2, 1/1, 1/0, 0/1

или 1–3 исправления на месте орфограмм (пунктограмм) при 0–1 грамматичес-кой ошибке

10.

10

(десять)

Работа полностью раскрывает тему и основную мысль (наличие тематического единства). 

Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются смысловая цельность в развертывании основной мысли, смысловая связь предложений. 

Недочетов в содержании не допущено

Работа отличается богатством словаря и разнообразием используемых языковых средств, точностью, логичностью, уместностью, выразительностью.

Речевые недочеты отсутствуют

0/0, 1(негрубая)/0, 

0/1 (негрубая), 1–2 исправления не на месте орфограмм (пунктограмм)

Примечания:

  1. Творческие работы учащихся (изложения, сочинения) используются для проверки и оценки коммуникативных умений и навыков учащихся, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Оцениваются умения правильно и последовательно излагать мысли в соответствии с темой и замыслом, уровнем речевой подготовки учащихся, то есть умения использовать языковые средства в соответствии со стилем, жанром, темой и задачей высказывания. 

  1. В качестве обучающих используются подробные, сжатые, выборочные изложения. В качестве контрольных – подробные изложения.
  2. Содержание изложения и сочинения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы теме и основной мысли (для изложений: соответствие работы теме и основной мысли авторского текста);

полнота и глубина раскрытия темы;

самостоятельность написания творческой работы;

правильность изложения фактического материала;

соблюдение связности, логичности, последовательности предложений и частей в тексте сочинения/изложения.

  1. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словарного запаса и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи, число речевых недочетов.

  1. Грамотность оценивается по числу допущенных ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
  2. Текстовые (содержательные) ошибки ведут к нарушению в изложениях и сочинениях основных текстовых признаков. К типичным текстовым ошибкам относятся:

подмена темы, основной мысли и авторской позиции первичного текста при написании изложения;

неоправданное сокращение или увеличение подтем в изложении первичного текста;

необоснованное абзацное членение текста;

неполнота раскрытия основных подтем, обедняющая содержание текста;

отсутствие аргументов для доказательства высказанных в сочинении мыслей;

неумение привлечь необходимые знания, жизненные наблюдения, литературный и социальный опыт для обоснования собственной позиции в сочинении;

несоответствие подтем, раскрываемых в сочинении, обозначенной в заголовке теме;

искажение фактов, событий, имен, названий, дат;

нарушение последовательности развития мысли в тексте;

нарушение причинно-следственных, временных связей между предложениями;

нарушение смысловой цельности текста;

нарушение логической связи между предложениями внутри одной смысловой части;

пропуск предложений, необходимых для логического развития мысли;

неоправданный повтор одной и той же мысли в разных смысловых частях текста;

нарушение композиционной стройности текста (соразмерности частей: вступления, основной части, заключения).

  1. Речевые ошибки – это нарушения лексических, фразеологических норм, качеств речи (точности, богатства, выразительности, чистоты, уместности).

К речевым ошибкам относятся:

употребление слова в несвойственном ему значении (Поскользнувшись, я упал навзничь (вместо ничком) и ушиб колено. Жилин радовался, что обратно (вместо опять) может совершить побег);

смешение паронимов (Мама велела мне надеть свитер, но я наперерез (вместо наотрез) отказался); 

неразличение оттенков значения синонимов или близких по значению слов (После футбола я пошел домой с унылой головой (вместо понурой), потому что мы проиграли);

нарушение лексической сочетаемости (Он выполнил (вместо исполнил) клятву. У меня коричневые (вместо карие) глаза);

неоправданное употребление просторечных и диалектных слов (На вратаре майка, напяленная на рубашку. Одежа его была такова. На пришкольном участке наш класс посадил бураки и цибулю);

употребление слов иной функционально-стилистической окраски (Весной везде хорошо: и в чистом поле, и в березовой роще, а также в сосновом бору и смешанных лесных массивах);

неуместное употребление эмоционально-экспрессивных средств языка (С небесной лазури закапал холодный дождь. У Арбенина был дружок – князь Звездич);

смешение лексики разных исторических эпох (Печорин получил путевку на Кавказ. Чичиков задержался в баре. На богатырях кольчуга, брюки, варежки);

употребление лишнего слова, ничего не добавляющего к ранее высказанному (Наступил август месяц. Опустив голову вниз, он внимательно рассматривает борозду. Обед был очень роскошный);

повтор слова (например: Увидев человека, барс бросился в горы. Охотник увидел на лапе барса капкан);

употребление рядом или близко однокоренных слов (Однажды охотник охотился на зайцев);

неудачное употребление местоимений в контексте, в том числе приводящее к неясности или двусмысленности речи (Детвора радовалась первому снегу. Они лепили снеговика, играли в снежки; Земляника напоминает ревизору, что он у него обедал (кто у кого обедал?); Пугачев узнал Гринева и простил его, вспомнив про подаренный ему (кому – Гриневу или Пугачеву?) тулуп);

ошибки при воспроизведении фразеологических оборотов (факир (вместо калиф) на час; львиная часть (вместо доля); скрипя сердцем (вместо скрепя сердце); играть значение (вместо роль)).

  1. Грамматические ошибки – это нарушения правильности речи, связанные с искажением структуры слова, словосочетания, предложения, то есть нарушения грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

К типичным грамматическим ошибкам относятся:

ошибки в структуре слова при образовании слов (непоседка вместо непоседа; раздумчивый взгляд вместо задумчивый; благородность вместо благородство; надсмехаться вместо насмехаться; подскользнуться вместо поскользнуться);

при образовании формы:

существительного (облаки, рельса, с повидлой, без сапогов);

имени прилагательного (красивше, более красивее);

имени числительного (с пятистами рублями, у обоих подруг);

местоимения (ихний, чегой-то, около его, к им на дачу);

глагола и особых форм глаголов (ездиет, хочат, ложит, махает, ждя, вязав шарф, оставший рубль, веревка с перекусанным концом);

ошибки в структуре словосочетания:

ошибки в согласовании (злой собака, травяная шампунь, две больших чашки);

ошибки в управлении (удивляюсь его силой, жажда к славе, избежать от верной гибели, набраться силами, вернуться с Минска, поступить согласно приказа, заведующий магазина);

ошибки в структуре предложения:

нарушение границы предложения (Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке; Он был хорошим. Потому что всем помогал);

нарушение связи между подлежащим и сказуемым (Торжество счастья захлестнула птицу. Но не вечно ни юность, ни лето. Роман «Дни Турбинных» написаны М. Булгаковым. Доктор Иванова принимал с утра);

ошибки в построении предложения с однородными членами (Девушка была румяной, гладко причесана. Эта книга меня научила честности, смелости и уважать своих друзей. Мы не только изучали механику, но и оптику);

в предложении с причастным оборотом (Деревья создавали тень, покрытые уже довольно густой листвой. Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами);

в предложении с деепричастным оборотом (Пролетая над бушующим океаном, силы стрижа иссякли. На картине изображен мальчик, широко расставив ноги и упершись руками в колени);

смешение видо-временных форм глагола (Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед);

в сложном предложении (Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами. Поезд приближался к перрону, как в дверь купе заглянул пожилой мужчина. Он готов согласиться даже с нелепым замечанием Хлестакова, когда тот сказал, что Земляника вчера был ниже ростом);

смешение прямой и косвенной речи (Онегин сказал, что меня это не тревожит. Белинский написал, что я не согласен с Писаревым);

пропуск слов в предложении (Мальчик быстро сделал уроки и помчался в футбол);

неудачный порядок слов в предложении (Он пришел в уже плохом настроении);

удвоение (дублирование) подлежащего (Дворяне, они ненавидели Пугачева).

  1. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить отметку за содержание сочинения на 1 балл.

При установленном факте некорректного заимствования за содержание работы выставляется не более 5 баллов.

свернуть

Нормы ацэнкі творчых работ вучняў па навучальнаму прадмету "Беларуская мова"

Нормы ацэнкі творчых работ вучняў

п/п

Адзнака ў балах па дзесяцібальнай шкале 

Змест

Маўленчае афармленне

Пісьменнасць (колькасць памылак)

1.

1

(адзін)

Работа не адпавядае тэме або тэма не раскрыта.

Парушаны сэнсавая сувязь сказаў і паслядоўнасць у развіцці асноўнай думкі.

Дапушчана больш за 8 недахопаў у змесце

Работа характарызуецца беднасцю слоўніка, кароткімі аднатыпнымі канструкцыямі.

Дапушчана больш за 8 маўленчых недахопаў 

Больш як на 2 балы

2.

2

(два)

Работа не адпавядае тэме.

Сэнсавая сувязь сказаў і паслядоўнасць у развіцці асноўнай думкі часта парушаюцца.

Дапушчана не больш за 8 недахопаў у змесце

Работа характарызуецца беднасцю слоўнікавага запасу, аднатыпнасцю канструкцый.

Дапушчана не больш за 8 маўленчых недахопаў 

0/11, 0/10, 1/10, 1/9, 2/9, 2/8, 3/8, 3/7, 4/7, 4/6, 5/6, 5/5, 6/5, 6/4, 7/4, 7/3, 8/3, 8/2, 9/2, 9/1, 10/1, 10/0, 9/0 і да 10 граматычных памылак

3.

3

(тры)

Работа часткова раскрывае тэму і асноўную думку.

Сэнсавая сувязь сказаў і паслядоўнасць у развіцці асноўнай думкі ў некаторых выпадках парушаюцца.

Дапушчана не больш за 7 недахопаў 

у змесце

 

Работа вызначаецца беднасцю слоўнікавага запасу, аднатыпнасцю канструкцый.

Дапушчана не больш за 7 маўленчых недахопаў 

0/8, 0/9, 1/7, 1/8, 2/6, 2/7, 3/5, 3/6, 4/4, 4/5, 5/3, 5/4, 6/3, 6/2, 7/2, 7/1, 7/0, 8/1, 8/0 і да 8 граматычных памылак

4.

4

(чатыры)

Работа часткова раскрывае тэму і асноўную думку, ёсць адхіленні ад тэмы.

Сэнсавая сувязь сказаў і паслядоўнасць у развіцці асноўнай думкі ў адзінкавых выпадках парушаюцца.

Дапушчана не больш за 6 недахопаў у змесце

Работа вызначаецца пэўнай беднасцю слоўнікавага запасу і аднатыпнасцю сінтаксічных канструкцый.

Дапушчана не больш за 6 маўленчых недахопаў 

0/7, 1/6, 2/5, 3/4, 4/3, 5/2, 6/1, 6/0 і да 6 граматычных памылак

5.

5

(пяць)

Работа ў цэлым раскрывае тэму і асноўную думку, ёсць адхіленні ад тэмы.

Вытрымліваецца агульнае сэнсавая цэласнасць у разгортванні асноўнай думкі, сэнсавая сувязь сказаў і паслядоўнасць у развіцці асноўнай думкі ў цэлым захоўваюцца.

Дапушчана не больш за 5 недахопаў у змесце

У рабоце ёсць адзінкавыя выпадкі выкарыстання выяўленчых сродкаў мовы.

Дапушчана не больш за 5 маўленчых недахопаў 

0/6, 1/5, 2/4, 3/3, 4/2, 5/0, 5/1 і

да 5 граматычных памылак

6.

6

(шэсць)

Работа ў цэлым раскрывае тэму і асноўную думку, ёсць адхіленні ад тэмы.

Захоўваецца паслядоўнасць у развіцці асноўнай думкі, вытрымліваецца агульная сэнсавая цэласнасць у разгортванні асноўнай думкі, сэнсавая сувязь сказаў.

Дапушчана не больш за 4 недахопы ў змесце

Работа ў цэлым вызначаецца разнастайнасцю выкарыстаных моўных сродкаў, дакладнасцю словаўжывання, выразнасцю.

Дапушчана не больш за 4 маўленчыя недахопы 

0/5, 1/4, 2/3, 3/2, 4/0, 4/1 і да 4 граматычных памылак

7.

7

(сем)

Работа раскрывае тэму і асноўную думку.

Захоўваецца паслядоўнасць у развіцці асноўнай думкі, вытрымліваецца агульная сэнсавая цэласнасць у разгортванні асноўнай думкі, сэнсавая сувязь сказаў.

Дапушчана не больш за 3 недахопы ў змесце

Работа вызначаецца разнастайнасцю выкарыстаных моўных сродкаў, дакладнасцю словаўжывання, выразнасцю.

Дапускаецца не больш за 3 маўленчыя недахопы 

0/4, 1/3, 2/2, 3/0, 3/1 і да 3 граматычных памылак

8.

8

(восем)

Работа раскрывае тэму і асноўную думку.

Захоўваецца паслядоўнасць у развіцці асноўнай думкі, вытрымліваецца сэнсавая цэласнасць у разгортванні асноўнай думкі, сэнсавая сувязь сказаў.

Дапушчана не больш за 2 недахопы ў змесце 

Работа характарызуецца багаццем слоўніка, разнастайнасцю выкарыстаных моўных сродкаў, дакладнасцю словаўжывання, агульнай лагічнасцю, выразнасцю, стыль работы ў цэлым характарызуецца адзінствам выкарыстання моўных сродкаў.

Дапушчана не больш за 2 маўленчыя недахопы 

0/3, 2/0, 2/1, 1/2 і да 2 граматычных памылак

9.

9

(дзевяць)

Работа цалкам раскрывае тэму і асноўную думку (наяўнасць тэматычнага адзінства). 

Захоўваецца паслядоўнасць у развіцці асноўнай думкі, вытрымліваецца сэнсавая цэласнасць у разгортванні асноўнай думкі, сэнсавая сувязь сказаў.

Дапушчаны не больш за 1 недахоп у змесце

Работа характарызуецца багаццем слоўніка і разнастайнасцю выкарыстаных моўных сродкаў, лагічнасцю, дакладнасцю словаўжывання, выразнасцю, вызначаецца адзінствам выкарыстання моўных сродкаў. 

Дапушчаны не больш за

1 маўленчы недахоп

0/2, 1/0, 1/1, 0/1 або 1-3 выпраўленні на месцы арфаграм (пунктаграм) і не больш за 1 граматычную памылку

10.

10

(дзесяць)

Работа цалкам раскрывае тэму і асноўную думку (наяўнасць тэматычнага адзінства). 

Захоўваецца паслядоўнасць у развіцці асноўнай думкі, вытрымліваецца сэнсавая цэласнасць у разгортванні асноўнай думкі, сэнсавая сувязь сказаў. 

Недахопаў у змесце не дапушчана

Работа характарызуецца багаццем слоўніка і разнастайнасцю выкарыстаных моўных сродкаў, дакладнасцю, лагічнасцю, дарэчнасцю, выразнасцю.

Маўленчыя недахопы адсутнічаюць

0/0, 1(нягрубая)/0,

0/1(нягрубая), 1-2 выпраўленні не на месцы арфаграм (пунктаграм)

Заўвагі:

  1. Творчыя работы вучняў (пераказы, пераклады, сачыненні) выкарыстоўваецца для праверкі і ацэнкі камунікатыўных уменняў і навыкаў вучняў, арфаграфічнай і пунктуацыйнай пісьменнасці.

Ацэньваюцца ўменні правільна і паслядоўна выкладаць думкі ў адпаведнасці з тэмай і задумай, узровень маўленчай падрыхтоўкі вучняў – уменні карыстацца моўнымі сродкамі ў адпаведнасці са стылем і жанрам, тэмай і задачамі выказвання. 

  1. У якасці навучальных выкарыстоўваюцца падрабязныя, сціслыя, выбарачныя пераказы. У якасці кантрольных – падрабязныя пераказы.
  2. Змест творчай работы ацэньваецца па наступных крытэрыях:

адпаведнасць работы тэме і асноўнай думцы; 

паўната і глыбіня раскрыцця тэмы;

самастойнасць напісання творчай работы;

правільнасць выкладу фактычнага матэрыялу;

звязнасць, лагічнасць, паслядоўнасць выкладу.

  1. Пры ацэнцы маўленчага афармлення творчых работ улічваюцца:

разнастайнасць слоўнікавага запасу і граматычнага ладу маўлення вучняў;

стылявое адзінства і выразнасць маўлення, наяўнасць (адсутнасць) маўленчых недахопаў.

  1. Пісьменнасць ацэньваецца паводле колькасці дапушчаных арфаграфічных, пунктуацыйных і граматычных памылак.
  2. Тэкставыя (зместавыя) памылкі прыводзяць да парушэння асноўных прымет тэксту. Да тыповых тэкставых памылак адносяцца:

падмена тэмы, асноўнай думкі і аўтарскай пазіцыі тэксту-арыгінала пры напісанні пераказу;

неапраўданае скарачэнне або павелічэнне падтэм пры пераказе тэксту-арыгінала;

неабгрунтаваны падзел тэксту на абзацы; 

непаўната раскрыцця асноўных падтэм, што збядняе змест тэксту;

адсутнасць аргументаў для доказу выказаных у сачыненні думак;

няўменне выкарыстоўваць веды, уласныя назіранні, літаратурныя крыніцы, жыццёвы вопыт для абгрунтавання ўласнай пазіцыі ў сачыненні;

неадпаведнасць зместу сачынення заяўленай у загалоўку тэме;

скажэнне фактаў, падзей, імён, назваў, дат;

парушэнне паслядоўнасці развіцця думкі ў тэксце;

парушэнне прычынна-выніковых, часавых сувязей паміж сказамі;

парушэнне сэнсавай цэласнасці тэксту;

парушэнне лагічнай сувязі паміж сказамі ў межах адной сэнсавай часткі;

пропуск сказаў, неабходных для лагічнага развіцця думкі;

парушэнне суразмернасці частак тэксту (уступ, асноўная частка, заключэнне).

  1. Маўленчыя памылкі – гэта парушэнні лексічных, фразеалагічных норм, патрабаванняў камунікатыўных якасцей маўлення (дакладнасці, чысціні, дарэчнасці, выразнасці і багацця).

Да маўленчых памылак адносяцца:

ужыванне слова ці ўстойлівага выразу з неўласцівым яму значэннем: Чарнавус валодае добрымі адносінамі з супрацоўнікамі інстытута (правільна: мае адносіны). Уверсе нешта звінела, як быццам хтосьці гуляў на дудачцы (правільна: іграў на дудачцы);

неадрозненне паронімаў: абагуліць матэрыял (правільна: абагульніць); каменная дарога (правільна: камяністая);

неадрозненне адценняў значэння сінонімаў ці блізкіх па значэнні слоў: Ён шырока расчыніў вочы (правільна: расплюшчыў). Варыць чай (малако) (правільна: гатаваць чай, парыць малако);

парушэнне лексічнай спалучальнасці: На паляўнічага накінуўся пажылы мядзведзь (правільна: стары). Васіль адчуваў сябе адзіночным чалавекам (правільна: адзінокім);

выкарыстанне русізмаў: Народ мог узнаць пра падзеі, якія былі ў далёкім прошлым. Вумныя і добрыя людзі;

неапраўданае ўжыванне прастамоўных і дыялектных слоў і выразаў: Высокі ўраджай кіяхоў вывеў гаспадарку на першае месца ў раёне (замест кукурузы);

ужыванне слова або выразу іншай стылявой афарбоўкі: Школьнікі рынуліся ўручаць букеты кветак любімым настаўнікам;

неразмежаванне лексікі розных гістарычных эпох: Лабановіч ведаў, што знойдзе пісара ў рэстаране (замест у карчме);

ужыванне лішняга слова (плеаназм): Народныя песні спявалі маладыя дзяўчаты (правільна: спявалі дзяўчаты);

паўтарэнне аднаго і таго ж слова: Ён прыехаў з Парыжа. Як толькі ён адчыніў дзверы, людзі кінуліся да яго;

ужыванне адзін каля аднаго (або блізка) аднакаранёвых слоў (таўталогія): Шмат твораў стварыў Янка Купала для дзяцей;

недакладнае ўжыванне асабовых і ўказальных займеннікаў: Маці прапанавала сыну наліць сабе чаю (маці ці сыну?). Настаўнік параіў вучню прачытаць яго даклад (настаўніка ці вучня?);

беднасць і аднастайнасць сінтаксічных канструкцый: Мы жылі ў палатцы. Палатка стаяла на беразе. Ён быў абрывісты. На беразе раслі сосны. Яны былі стромкія;

неабгрунтаванае выкарыстанне сродкаў сувязі (злучнікаў, злучальных слоў, пабочных слоў, лексічных паўтораў) паміж сказамі і сэнсавымі часткамі.

  1. Граматычныя памылкі – гэта памылкі, дапушчаныя пры ўтварэнні слоў розных часцін мовы і іх форм, пабудове словазлучэнняў і сказаў, г. зн. парушэнні словаўтваральнай, марфалагічнай або сінтаксічнай норм.

Да тыповых граматычных памылак адносяцца:

памылкі ў структуры слова

пры ўтварэнні слова: стварацель (правільна: стваральнік); Толін (правільна: Толеў); ластаўкаў (правільна: ластаўчын); кароўскае (правільна: каровіна);

пры ўтварэнні формы:

назоўніка: дзвер (правільна: дзверы); праменні (правільна: праменне); медаллю (правільна: медалём); на жалюзях (правільна: на жалюзі); кусты ажынніка (правільна: ажынніку); пры доктары (правільна: пры доктару); кошык яблык (правільна: яблыкаў);

прыметніка: малодшы на пяць гадоў (правільна: маладзейшы); самы большы будынак (правільна: самы вялікі); бачу братава сына (правільна: братавага); сястра вышэй за мяне (правільна: вышэйшая);

лічэбніка: дзвюмя камандамі (правільна: дзвюма); стамі вучнямі (правільна: ста); паўтарамі кіламетрамі (правільна: паўтара);

займенніка: самаго сябе (правільна: самога); сваяго народа (правільна: свайго); сваі пытанні (правільна: свае);

дзеяслова, дзеепрыметніка, дзеепрыслоўя: ідзець (правільна: ідзе); гавора (правільна: гаворыць); змяркаць (правільна: змяркацца); ён было пайшоў (правільна: быў пайшоў); рассмяяўшаяся дзіця (правільна: дзіця, якое рассмяялася; рассмяянае); сядзеў, чытая кнігу (правільна: чытаючы);

прыслоўя: свяціў ярчэе (правільна: ярчэй); паступіў сама наймудрэй (правільна: найбольш мудра);

памылкі ў структуры словазлучэння:

памылкі ў дапасаванні: тры высокіх будынкі (правільна: высокія); даручыць заданне саміх дзецям (правільна: самім);

памылкі ў кіраванні: дзякаваць настаўніка (правільна: настаўніку); звярнуцца па адрасе (правільна: на адрас); хварэць грыпам (правільна: на грып); пайсці за хлебам (правільна: па хлеб); загадчык бібліятэкай (правільна: бібліятэкі); заклапочанасць над пытаннямі (правільна: заклапочанасць пытаннямі); тры пятыя гектары (правільна: гектара);

памылкі ў структуры сказа:

парушэнне меж сказа: Нам радасна бачыць. Як прыгажэе родны Мінск;

парушэнне сувязі паміж дзейнікам і выказнікам: Вакол вогнішча сядзелі і размаўлялі група аднакласнікаў (правільна: сядзела і размаўляла). Большасць кніг прачытаны Андрэем (правільна: прачытана);

парушэнне суаднесенасці трывання і часу дзеяслоўных форм: Калі пачалася вайна, яго мабілізоўваюць у армію. Ён накіроўваецца ў Санкт-Пецярбург і з лёгкасцю паступіў у інстытут;

памылкі ў пабудове сказаў з дзеепрыслоўнымі зваротамі: Едучы ў цягніку, у мяне прапалі рэчы. Радуючы Максіма, на вуліцы стала марозна і сонечна. Падыходзячы да школы, мы зайшлі ў клас;

памылкі ў пабудове сказаў з дзеепрыметнікавымі зваротамі: Каля дарогі ляжалі паваленыя дрэвы бурай (правільна: паваленыя бурай дрэвы або дрэвы, паваленыя бурай);

памылкі ў пабудове сказаў з аднароднымі членамі: На пасяджэнні савета класа гаварылі пра збор макулатуры, металалому і аб дапамозе шэфам;

памылкі ў пабудове складаных сказаў: У вобразе дзядзькі Антося аўтар паказвае загубленую маладосць, і ва ўсім гэтым трэба вініць самадзяржаўе;

неразмежаванне сказаў з простай і ўскоснай мовай: Ужо неяк пад восень сказала Аленка Сцёпку, што я хачу працягваць вучобу (правільна: што хоча працягваць вучобу);

пропуск слоў у сказе: Вася хуценька паабедаў і пабег у валейбол (замест гуляць у валейбол);

няўдалы парадак слоў у сказе: Ён выйшаў з кепскім ужо настроем;

дубліраванне дзейніка: Маці, яна заўсёды намагалася дапамагчы мне.

  1. Наяўнасць арыгінальнай задумы і яе добрая рэалізацыя дазваляюць павысіць адзнаку за змест сачынення на 1 бал.

Пры наяўнасці ў творчай рабоце фактаў плагіяту адзнака за змест не павінна перавышаць 5 балаў.

свернуть