ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛОДИЩАНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ № 2 В 2024/2025 УЧЕБНОМ ГОДУ
Современное учреждение образования, стремящееся к высокому качеству образования, не может остаться в стороне от вызовов времени и соответствующих им инновационных процессов. В дополнение к проверенным, традиционно успешным технологиям приходят новые технологии управления и обучения: модернизация материально-технического оснащения школы, внедрение современных цифровых технологий в процесс обучения, новые формы и методы в системе воспитания, расширение социального партнерства. Такой современный подход к образованию открывает перед учащимися новые творческие возможности, дает старт выпускникам в успешное будущее.
Президент Беларуси Александр Лукашенко 17 января подписал указ № 31, которым 2025-2029 годы объявлены пятилеткой качества. Указ определил стратегические задачи пятилетки в экономике, организации жизнедеятельности населения, социальных отношений. Это те столпы, которые составляют основу функционирования государства. В приоритете пятилетки подержание общенационального диалога, укрепление института семьи, традиционных нравственных ценностей, патриотизма и др.
Реализовать задачи пятилетки качества, сделать ее эффективной и результативной можно совместными усилиями.
Важно: качество во всем, в том числе и от каждого из нас.
В пятилетку качества мы видим учреждение образования как: учреждение образования высоких технологий, нравственности и патриотизма, самореализации, равных возможностей, здоровья, развития и спорта, социализации и профориентации, творчества и успеха.
И в этой связи мы понимаем высокие требования и ожидания от учреждения образования. Реализуя запросы общества и интересы конкретной личности, необходимо, чтобы из учреждения образования выходили конкурентноспособные молодые граждане, настоящие патриоты своей страны.
Код качества Колодищанской средней школы № 2 – ЭТО
Кадры и материальное оснащение.
Организованное управление и грамотное делегирование полномочий.
Деятельность по реализации проектов и молодежных инициатив
Конкурентные преимущества учреждения «ГОСТ Колодищанской средней школы № 2»:
Г – гражданственность.
О – образованность.
С – социализация.
Т – творчество.
Индивидуальный образовательный профиль учреждения:
три республиканских инновационных проекта;
три районных ресурсных центра;
один районный педагогический проект;
профильное обучение (инженерные классы на III ступени общего среднего образования);
предпрофильная подготовка (изучение английского языка в классах второй ступени общего среднего образования, проведения факультативных занятий IT и хореографической направленности в начальной школе, профессионального обучения на третей ступени общего среднего образования и инженерная школа от ООО «Минский городской технопарк»);
районный семейный спортивный клуб #KolSportFam.
Реализация инновационного потенциала учреждения образования.
В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, так как возникает потребность в обновлении содержания и в достижении нового качества образования.
Инновационная образовательная среда государственного учреждения образования «Колодищанская средняя школа № 2» – фактор качества образовательного процесса через творческое проектирование и моделирование новых представлений и идей в практической форме:
два республиканских инновационных проекта;
один педагогический районный проект;
три ресурсных центра.
Республиканские инновационные проекты:
«Формирование молодёжного предпринимательского сообщества как инструмента повышения предпринимательской активности в Беларуси», срок реализации (2022–2025), где активно развиваются и внедряются молодёжные стартап-проекты при поддержке и взаимодействии с ООО «Минский городской Технопарк», индустриальный парк «Великий камень», ООО «Технопарк Сколково», УО «Белорусский национальный технический университет» факультет маркетинга, менеджмента и предпринимательства.
«Внедрение модели формирования активной гражданской позиции учащихся и готовности к реализации общественно значимых инициатив посредством применения технологии социального творчества и командообразования» (2023–2026), где практическая реализация основывается на здоровьесберагающих технологиях и укрепления института семьи.
Внедрение учебно-методического обеспечения преподавания факультативных занятий «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма» в V–IX классах учреждений общего среднего образования» (2025–2029)
Колодищанская средняя школа № 2 – это ресурсный центр Минского района по трем направлениям:
РЦ по воспитательной деятельности «Организация культуры досуга и быта»;
РЦ по управленческой деятельности;
РЦ предметной направленности по учебным предметам «История», «Обществоведение».
Ресурсная составляющая определена в коллективе способностью педагогов к творчеству, наличием партнерских и дружеских отношений.
РЦ по управленческой деятельности функционирует при сотрудничестве с ООО «Минский городской технопарк», ФММП Белорусский Национальный Технический Университет, Белорусский Государственный Технологический Университет.
Основу деятельности составляет набор методик «Бенчмаркинга» по внедрению лучших педагогических практик и инновационного опыта в работе учреждения образования. Данная система является одним из передовых инструментов продвижения учреждения на рынке образовательных услуг и ориентира конкурентоспособности, что подтверждено высокой результативностью презентации педагогического опыта в периодической печати – 35 публикаций за 2024/2025 учебный год.
РЦ предметной направленности по учебным предметам «История», «Обществоведение».
Деятельность центра основана прежде всего на музейной педагогике, где осуществляется модернизация традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую патриотическому и гражданскому воспитанию и повышению интереса учащихся к краеведческой работе посредством применения информационно-коммуникационных технологий.
На базе центра создан музей Комсомола, который стал платформой для реализации проектов, прошедшие районную форсайт-экспертизу, где получили сертификаты на внедрение. Проекты «От идеи до бизнеса» и «Интерактивный музей» стали победителями областного этапа и участниками грандфинала Республиканского конкурса «100 идей для Беларуси». Проект «Интерактивный музей» стал победителем Республиканского конкурса «Молодёжных инициатив» и получил гранд на развитие на сумму 12000 (приобретены VR очки виртуальной реальности), а также победителем областного фестиваля ярмарки «Школа предпринимательства» в номинации «Лучший социальный проект».
Деятельность ресурсного центра по воспитательной работе основывается на реализации районного педагогического проекта «Формирование у обучающихся гражданско-патриотических и гуманистических ценностей и ценностных ориентаций в современном образовательном пространстве через изучение народных традиций и искусства». Сегодня в ресурсном центре работает 24 факультатива музыкально-театральной направленности, 27 объединений по интересам, в том числе 9 на платной основе.
В коллективах дополнительного образования занято 98,8% от общего числа обучающихся.
Учащимся предложены как групповые, так и индивидуальные факультативы: цимбалы, гитара, баян/аккордеон, вокал, фортепиано, хореография, народные духовые инструменты, скрипка, ударные инструменты, народное пение, театральная студия «Кулисы», мастерство актёра и др.
За 2024/2025 учебный год результативность работы в данном направлении насчитывается 20 дипломами областного уровня, 85 – республиканского уровня, 90 – Международного уровня.
За успешную интеграцию инновационных проектов в образовательный процесс, применение высокотехнических средств обучения, научную деятельность и развитие международного сотрудничества Колодищанская средняя школа № 2 стала лауреатом международной бизнес-премии «Лидер года – 2024» в номинации «Инновационное образование».
Организация образовательного процесса.
Система общего среднего образования является ключевым элементом становления молодого поколения, именно поэтому к ней обращено повышенное внимание, в том числе и в отношении качества предоставляемых услуг.
Учащиеся школы, а сегодня их у нас 1305 – это стремящаяся к освоению знаниями, креативная молодёжь, которая понимает важность получения качественного образования и стремится реализовать полученные знания на пользу себе и своей стране.
На I ступени общего среднего образования организовано 7 классов с изучением IT и инженерного направлений (1 «А», 1 «Б», 2 «А», 2 «Б», 3 «Б», 4 «В», 4 «Д»), 2 класса с хореографическим направлением (3 «Б», 4 «Б»).
На II ступени общего среднего образования в 5-7 классах на повышенном уровне организовано изучение учебного предмета «Иностранный язык» (английский). В 8-9 классах допрофильное обучение по направлениям «Инженерный класс» (математика, физика), «Педагогический класс» (русский язык, английский язык).
Учебные предметы на повышенном уровне в учреждении образования осваивают 80 % учащихся. В 10 «Б» и 11 «А» классах организовано изучение учебных предметов «Математика» и «Физика» на повышенном уровне, организовано профильное обучение с инженерной направленностью. В данном направлении тесно налажено взаимодействие УО «БНТУ», УО «БГТУ». Также учащиеся профильного 11 «А» класса являются участниками смен Национального детского технопарка. В 10 «Б» классе организовано обучение в «Педагогическом классе, где учащиеся изучают на повышенном уровне учебные предметы «Русский язык», «Английский язык».
Одним из приоритетных и значимых направлений образовательной политики учреждения образования является реализация эффективных механизмов сопровождения одаренных и высокомотивированных учащихся.
В учреждении образования для организации работы с одарёнными и высокомотивированными учащимися разработана программа для активного участия в олимпиадном движении. Подготовка учащихся осуществляется не только педагогами учреждения образования, но и с привлечением преподавателей высших учебных заведений (БГТУ, БНТУ, БГПУ им. Танка), учреждения дополнительного образования.
В целях выявления и развития у учащихся творческих способностей, интереса к исследовательской деятельности, поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, учащиеся учреждения образования ежегодно принимают участие в республиканской олимпиаде по учебным предметам.
Результативность участия в третьем этапе республиканской олимпиады по учебным предметам составила 40%, что на 29% выше по сравнению с 2023/2024 учебным годом
В учреждении образования школьное научное общество учащихся «Поиск» объединяют ребят, склонных к научному знанию, открытиям, исследованиям.
В районном конкурсе работ исследовательского характера в 2024/2025 учебном году приняло участие 8 работ, к защите допущены – 3 работы, дипломом II степени удостоена одна работа. В областном этапе республиканского конкурса принимало участие две работы, одна работа по учебному предмету «Астрономия» прошла отбор для участия в заключительном этапе республиканского конкурса работ исследовательского характера.
Также за отчетный период расширилась география площадок представления проектной и исследовательской деятельности учащихся и педагогов школы на республиканском и международном уровне.
Справочно
УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств», УО «Белорусский государственный педагогический университет», Белорусский государственный университет, Национальная академия наук Беларуси, ГУО «Минский областной институт развития образования», площадки школ-партнеров Ассоциации школ Российской Федерации и Республики Беларусь и др.
Реализация специального образования
В учреждении образования накоплен определённый опыт организации инклюзивного образования. Формирование толерантности у участников образовательного процесса осуществляется через проведение творческих и спортивных мероприятий с участием детей с ограниченными возможностями здоровья совместно со сверстниками и их семьями.
Продолжена работа по совершенствованию системы ранней комплексной помощи, обеспечению вариативности и доступности образования для учащихся с ОПФР, развитию инклюзивных процессов в образовании.
Количество детей с особенностями психофизического развития в учреждении образования остается стабильным и составляет 4,7% от общего числа детей, обучающихся в школе. Охват специальным образованием и коррекционно - педагогической помощью – 100%.
Оснащенность учреждения образования элементами безбарьерной среды составляет около 90%. В учреждении образования активно продолжается работа по обустройству элементами безбарьерной среды для детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития.
Воспитательная и идеологическая работа.
Традиционные ценности, которые сегодня закладываются в детях, являются условием стабильности и консолидации нашего общества. Патриотическое воспитание – приоритетное направление в основе деятельности нашего учреждения образования.
На постоянной основе проводятся торжественные мероприятия и школьные линейки, смотр-конкурс знаменных групп, смотр-конкурс военно-патриотических клубов, патриотический форум, спортивно-патриотические игры и др.
Основой воспитания является деятельность детских и молодёжных общественных объединений, школьного ученического самоуправления. Первичная организация ОО «БРСМ» насчитывает 94 % учащихся и 100 % педагогов, пионерскую организацию для себя выбрали 92 % школьников, 100 % составляет численность школьного самоуправления.
Центром молодёжного патриотического движения школы стал Музей Комсомола и детских молодёжных общественных объединений. На базе музея кроме постоянной экскурсионной работы, проходят заседания молодёжной и пионерской палаты Минского района, семинары и круглые столы по развитию молодёжных инициатив и проектов, торжественные линейки, приёмы членов в пионеры и БРСМ. Гостями музея стали учащиеся не только Минского района, но и других областей и регионов Республики Беларусь.
Учащиеся школы активно занимаются исследовательской деятельностью. На базе музея разработан проект «Внедрение модели организации проектно-исследовательской деятельности учащихся посредством культурно-образовательного пространства школьного музея». Данный проект способствует воспитанию в учащихся любознательности, глубокого почитания своих предков, славных дел и событий прошлого своей страны. Также разработана находится виртуальная–онлайн-экскурсия по музею.
Неотъемлемой частью работы с молодежью является студотрядовское движение. Минским областным штабом студенческих отрядов студенческий отряд «Лидер» имени героя Советского Союза Марата Казея Колодищанской средней школы № 2 признан лучшим в области номинации «Лучший педагогический отряд» в рамках областного этапа республиканского конкурса «Трудовой семестр».
По итогам работы в 2024 году первичная организация ОО «БРСМ» стала «Лучшей первичной организацией среди учреждений образования Минского района», а пионерская дружина школы правофланговой в деятельности районной организации.
Продолжается деятельность военно-патриотического клуба «Полигон». Клуб создан при взаимодействии с 15-й зенитной ракетной бригадой. (в/ч 30151). В клубе состоят более 80 учащихся, подготовлены 2 знаменные группы. Деятельность клуба направлена на максимально эффективное решение задач военно-патриотического воспитания учащихся.
Справочно
Знаменная группа учреждения образования заняла 1 место среди военно-патриотических клубов, а вторая знаменная группа заняла 2 место среди школьных знаменных групп в II районном смотр-конкурсе «Наши символы – наша гордость» знаменных групп среди учреждений образования Минского района.
Следует отметить высокую эффективность деятельности и результативность участия членов клуба в тематических мероприятиях и конкурсах на уровне действующих районных военно-патриотических клубов.
Так руководитель военно-патриотического клуба учреждения образования стал дипломантом областного этапа республиканского конкурса «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию». Среди 200 учащихся старших классов из России, Беларуси, Кыргызстана, Армении, Казахстана, Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана Мария Ехимович, учащаяся учреждения образования приняла участие в международном белорусско-российском патриотическом культурно-образовательном проекте «Поезд Памяти». поедет и представительница Минского района – 11-классница Колодищанской школы №2.
Справочно
Участие в открытом региональном семинаре с международным участием «Синтез традиций и новаторства в кадетском образовании в условиях реализации Программы воспитания», 1 районном форуме «Сохраним историю о героизме наших прадедов и дедов», открытом региональном конкурсе творческих проектов «Грани познания - «Самые прочные узы нашей жизни» среди общеобразовательных учреждений кадетской направленности, с исследовательским проектом «Ремесленное наследие белорусского края» в номинации «Горжусь своим краем и лучшими его сынами» и др.
В системе воспитательной работы, также стоит отметить работу по внедрению здоровьесберегающих технологий и укреплению института семьи. Каждую субботу на протяжении двух часов в учреждении активно ведёт свою деятельность спортивный семейный клуб «Спортколфам», куда с удовольствием приходят все желающие родители и дети, проживающие в Минском районе. Участникам клуба, а их сегодня более 200, предоставлена возможность заниматься гиревым спортом, пауэрлифтингом, боксом, плаванием, игровыми видами спорта, а главное всей семьей активно и с пользой для здоровья проводит досуг вместе. Бессменными руководителями клуба являются знаменитые белорусские спортсмены Игорь Сигневич, 5-и кратный чемпион мира по гиревому спорту, Вазген Сафарьянц, участник олимпийских игр по боксу.
Активное участие в деятельности детских и молодёжных общественных объединений способствует выявлению способностей и лидерских качеств учащихся.
Результатами деятельности педагогического и ученического коллектива в реализации задач воспитательной и идеологической работы стала победа в 23 конкурсах республиканского значения, 12 – областного и 19 – районного.
Справочно
Учащиеся учреждения образования стали лауреатами и дипломантами: районного этапа конкурса «Ученик года Минской области 2024» в номинации «Трудовая деятельность», Гранд-финала республиканского молодежного проекта «100 идей для Беларуси», II районного смотр-конкурса «Мы Родине своей верны!», областного этапа республиканской спортивно-патриотической игры «Зарничка»; республиканского конкурса «Я - патриот своей страны», республиканского конкурса лидеров школьного самоуправления «Докажем делом, что не зря на нас надеется страна» в НДЦ «Зубренок» и др.
Одним из векторов интеграционной деятельности в сфере образования является межрегиональное сотрудничество. Учреждение образования приняли участие в Международном патриотическом форуме «Россия и Беларусь: пусть крепнет мира и братства союз», на договорных отношениях о сотрудничестве и совместной деятельности взаимодействуем с Казенным образовательным учреждением Воронежской области «Михайловский кадетский корпус».
В учреждении образования ведется целенаправленная работа по противодействию всем формам насилия, в том числе семейному, по обучению детей безопасному и ответственному социальному поведению.
Особое внимание здесь уделяем организации полезной занятости детей, используя возможности учреждения образования, культуры, спорта микрорайона.
Так же важной задачей учреждения образования является обеспечение реализацию мероприятий, направленных на профилактику деструктивного поведения несовершеннолетних.
Материально-техническая база
Важным направлением развития учреждения образования является развитие инфраструктуры.
Первоочередной задачей является укрепление материально-технической базы и приведение объектов учреждения образования в соответствие с требованиями надзорных органов по соблюдению безопасных условий пребывания учащихся.
В учреждении образования функционирует 47 учебных кабинетов, которые на 100 % оборудованы компьютерной техникой, мультимедийными проектами и мультибордами. Функционирует в школе бассейн, тренажёрные залы, площадка для мини-гольфа, музей, оборудованные классы хореографии, 4 лингафонных кабинета, 3 кабинета информационных технологий, кабинет МЧС и ОБЖ, интерактивный кабинет специального образования.
Укреплению материально-технической базы школы способствует: развитая сеть платных образовательных услуг, спонсорская помощь, деятельность попечительского совета, гранды от результативного участия в конкурсном движении.
Решение инфраструктурных вопросов путем формирования безопасного, комфортного и современного образовательного пространства – ориентир на дальнейшее развитие учреждения образования.
Развитие качественного образования – это многогранный процесс, требующий комплексного подхода и взаимодействия всех участников образовательного процесса. Качественное образование – это главный ресурс человека, который обеспечит ему способность свободно и эффективно действовать в новых условиях, свободно выбирать. И наша задача – обеспечить качественное образование.
Мы выстраиваем развитие образовательного процесса в учреждении образования на ближайшую перспективу, фокусируясь на значимых целях развития: инвестируя в педагогов, их профессиональное развитие; обеспечивая создание современной инфраструктуры, сотрудничаем с родителями, профессиональными партнерами, ведомственными субъектами и иными государственными структурами.
Мы ведем открытый диалог, ориентируемся на сохранение единства ведущих идей развития, поддерживаем единую стратегию изменений. Педагогам школы по силам главная задача современного образования – воспитывать поколение самостоятельных, мобильных и востребованных членов общества.
Боровиков Андрей Александрович,
директор государственного учреждения образования «Колодищанская средняя школа № 2»