Мудрые мысли
– Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
А. Дистервег
– В талантах недостатка нет, недостаток есть в развитии их. То, что удается стихийным силам сделать толчками и скачками в чрезвычайные периоды истории, то может быть правильно и верно достигнуто в обычные времена, путем систематической организации воспитания.
В. Либкнехт
– Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой поощрений и наказаний.
К.Д. Ушинский
Притча:
Один путешественник во время долгого пути встретил людей, роющих землю. Тогда он спросил одного из них: «Что ты делаешь? Землекоп ответил: «Копаю эту проклятую яму!» Второй на этот же вопрос ответил: «Зарабатываю себе на кусок хлеба». А третий с воодушевлением сказал, что вскапывает землю под прекрасный фруктовый сад.
Первые исследования проблем учителя одаренных учащихся приходятся на конец ХІХ – начало ХХ века. Так, в 1887 году известный русский педагог А.Н. Острогорский опубликовал статью «Учитель и даровитые ученики», в которой автор, привлекая факты из биографии А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, И.Е. Репина, опроверг сложившееся мнение о том, что развитие самобытного таланта не требует педагогического вмешательства, а воздействие наставников только задерживает его развитие. Сделав вывод, что «школа и учитель могут быть нужны таланту, как и всякому другому юноше» [Острогорский А.Н., с. 28], А.Н. Острогорский поставил задачу выяснить, как и при каких условиях учитель может быть полезен своему даровитому ученику. В поисках ответа на эти вопросы он обратился к анализу феномена «даровитости».
Под «даровитостью» А.Н. Острогорский понимал творческие возможности личности: «…даровитости мы говорим тогда, когда имеем в виду проявление собственно творческих сил человека» [Острогорский А.Н., с. 208].
По его мнению талант, развиваясь, проходит два периода: пробуждения – «момент прорастания зерна» и совершенствования – «талант вышел из зерна» [Острогорский А.Н., с. 219]. Поскольку «очень крупные таланты часто выбиваются наружу сами» [Острогорский А.Н., с. 219], т.е. самостоятельно проходят первый этап развития, учитель будет им полезен лишь на этапе совершенствования. Педагог может «дать таланту средства образовать себя» [Острогорский А.Н., с. 286], т.е. обеспечить необходимой литературой, консультацией и т.п. А также он может целенаправленно привлекать даровитого ученика «к работе, которая может способствовать правильному росту и развитию таланта» [Острогорский А.Н., с. 197]. «Таланты меньшей силы» нуждаются в помощи учителя уже на первом этапе своего развития». [Острогорский А.Н., с. 219].
Не каждый учитель, по мнению А.Н. Острогорского, способен увидеть талант и оказать ему помощь. «Не всякому эта роль по плечу. Нужно и самому нести с собой нечто, чтобы взяться за руководство таланта» [Острогорский А.Н., с. 287]. Самым ценным качеством такого учителя автор называл «философскую складку», под которой подразумевается не только широкий кругозор, но и умение пробудить в ребенке интерес к знанию, вызвать потребность его добывать. Большое влияние на ученика оказывает и личный пример педагога, его стремление к саморазвитию. Особо А.Н. Острогорский подчеркивал нецелесообразность ориентации школьного обучения на среднего учащегося: «Отсутствие мысли в преподавании, вызываемое боязнью дать работу не по плечу слабым ученикам, сообщают урокам какую-то вялость, бесцветность. Не знаю, много ли от этого выигрывают слабые, но сильные теряют много» (цит. по [Российская педагогическая энциклопедия, с. 96]).
Главным условием реализации своей программы автор считал основательную подготовку педагога.
Таким образом, А.Н. Острогорский обозначил новый для психологии объект исследования – учителя одаренных учащихся.
Педагог должен стремится к установлению положительных взаимоотношений с учениками; склонен к инновациям; имеет высокий стандарт достижений; побуждает учеников совершенствоваться; получает удовлетворение больше от успеха школьника, чем от собственной деятельности; не рассматривает преподавание как дело всей своей жизни и единственное, чем он может заниматься [Мельникова Е.Л., с. 26].
Несомненно, профессиональные знания и методическое мастерство играют важную роль. Однако во многих случаях даже при самых глубоких профессиональных знаниях ученики не любят своего учителя и свое отношение к нему переносят и на учебный предмет. В подобных случаях даже у очень способного ученика утрачивается познавательная мотивация и интерес к тому учебному предмету и той области знаний, в которой он мог бы проявить себя творчески.
Позитивные и негативные отношения, которые устанавливаются с учениками и классом, определяются и зависят от личностных качеств педагога, способствующих или препятствующих стимулированию творческого потенциала учеников, в связи с чем учитель одаренных учащихся должен обладать особым психическим складом.
В работе с одаренными учениками, подчеркивает В.С. Юркевич, большое значение имеет опыт педагога, его специальные знания, а также психологическая подготовленность, поскольку «трудно не только заметить нестандартного ребенка – трудно его оценить, примириться с нешаблонностью его восприятия, его деятельности» [Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность, с. 43].
Как утверждает Ю.З. Гильбух, работать с одаренными должны опытные, высококвалифицированные специалисты, отличающиеся стремлением к творческому поиску и основательно подготовленные к своей ответственной миссии. В связи с этим для работы с одаренными учениками «необходим специальный отбор учителей по их личностным качествам, а также специальный психологический тренинг, способствующий личному творческому росту» [Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л., с. 202]. Таким образом, «для обучения творческих детей нужен творческий учитель…» [Матюшкин А.М. Творческая одаренность, с. 152].
Особенности личности одаренных учащихся: уровень развития их познавательных потенциалов, потребностей, интересов, любознательности, критичности и чувствительности к проблемам, целеустремленности в решении задач, переживании успехов и неудач творческого процесса детерминируют у них формирование ожиданий взаимодействовать с творческой, неординарной, профессионально компетентной личностью учителя, демонстрирующей признаки самоактуализации и устремленной на инновационную деятельность.
В приложении 2 предлагаются методики изучения индивидуально-творческого стиля деятельности педагога, его инновационного и самоактуализационного потенциала, готовности к саморазвитию и ряд других.
Задание 1: Часто родители озабочены тем, к какому учителю лучше определить одаренного ребенка для обучения. Ищут хорошего учителя. Что значит хороший учитель? Какие профессионально-важные качества должны быть учтены в первую очередь?
Задание 2: Э. Ландау приводит следующие результаты исследования:
– Педагоги по-разному оценивают одаренных мальчиков и девочек. Так, одаренные мальчики характеризуются как веселые, умные и креативные, а девочки описываются ими как капризные, заносчивые, эгоцентричные и властолюбивые. Высокие достижения и независимость у девочек встречает гораздо большую неприязнь, чем у мальчиков.
Как вы думаете, с чем связано такое разное отношение педагогов к одаренным мальчикам и девочкам и как это может сказываться на развитии одаренности?
Задание 3:
Эксперимент Р. Розенталя:
В начале учебного года было проведено тестирование учащихся с целью определения их IQ. Результаты были доведены до сведения учителей. Не вдаваясь в подробности, психологи объяснили им, что использованные тесты специально конструированы для выявления учащихся, у которых в течение предстоящего учебного года должен наблюдаться скачок интеллектуального развития. Специфика эксперимента состояла в том, что педагогам сообщались фиктивные результаты. В каждом из классов, в которых проводился эксперимент, было произвольно отобрано по несколько школьников; им предстояло играть роль потенциальных интеллектуальных «звезд». Учителей поставили в известность, что эти дети, по данным тестирования, должны вскоре проявить незаурядный познавательный прогресс. В конце учебного года, у этих детей по сравнению с остальными интеллектуальные возможности существенно повысились.
Как вы считаете, каковы причины интеллектуального прогресса учащихся экспериментальной группы?
Внимание! Сейчас каждый учитель может проверить свои некоторые личностные установки, используя такой тест.
Тест для самопроверки
Инструкция:
Вам даются личностные и деловые качества учащихся, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной школьной жизни. Их всего 16. Они пронумерованы. Вам надо поставить слева от каждого номера знаки плюс или минус, но таким образом: если вам импонирует то или иное качество, оно ближе вам, интереснее, приятнее, то вы ставите плюс, а если по какой-то причине оно вас не устраивает — минус.
- Дисциплинированный.
- Неровно успевающий.
- Организованный.
- Выбивающийся из общего темпа.
- Эрудированный.
- Странный в поведении, непонятный.
- Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
- Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
- Стабильно успевающий (хорошо учится).
- Занятый своими делами (индивидуалист).
- Быстро, «на лету» схватывающий.
- Неумеющий общаться, конфликтный.
- Обучающийся легко, приятный в общении.
- Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
- Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
- Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
А теперь подсчитайте, сколько у вас получилось четных плюсов. Сделайте выводы для себя (если их менее 3, то работа над собой должна быть усиленной).