РУС БЕЛ ENG

Советы психолога

Как не допустить суицид у подростков

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

«КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИЦИД У ПОДРОСТКА»

Что в поведении подростка должно насторожить преподавателя · Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам. · У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность. Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей. ·

Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.  Обучающийся прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь.

Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца. ·

Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью. Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание ·

 Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях). · Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.  Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.  Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание). 

Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.  Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства). ·

Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

Что делать педагогу, если он обнаружил опасность · Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание студенту и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо! · Обратитесь к педагогу-психологу или к другим специалистам за помощью. · Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями учащегося и поделитесь своими наблюдениями.

 Что может сделать учитель, чтобы не допустить попыток суицида ·Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, обращенную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности. · Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в группе, ориентировать обучающихся на совместную деятельность и сотрудничество. · Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько обучающихся становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта. · Если вы классный руководитель, инициируйте работу педагога-психолога с группой, передайте эту ситуацию для ее разрешения. Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят обучающиеся, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости обучающийся мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации. Дать понять подростку, что опыт ошибок и неудач - такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки обучающихся как зону их роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность учащегося. Помогите обучающимся найти сферы, где они успешны, независимо от оценок. · Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас. · Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с обучающимся или классом.

 

свернуть

Сплочение классного коллектива

 Не всегда подростки хотят и могут эффективно взаимодействовать друг с другом. Поэтому взрослым (учителям, родителям) необходимо оказать им помощь и поддержку.

 

Проблема сплочения детского коллектива всегда остается актуальной как в начальной школе, так и в параллелях средней и старшей школы. Объясняется это тем, что отношения в коллективе влияют на разные показатели благополучия подростка в школе: на эффективность межличностного общения и взаимодействия, на поведение подростка и на успешность его учебной деятельности. Затруднения и проблемы в общении с одноклассниками могут стать причиной целого ряда проблем у подростка и иметь неблагоприятные последствия, такие как: низкая самооценка, неуверенность в себе, повышенная раздражительность или даже агрессивность как форма самозащиты, либо замкнутость, страх публичного выступления перед классом, нежелание посещать школу, низкая учебная мотивация и много другое. Поэтому, развитие групповой сплоченности, улучшение эмоционально-психологического климата в классе является неотъемлемым условием успешности учебной деятельности.

 

Кроме того, очень важным является не только уровень сплоченности классного коллектива, но и вектор направленности деятельности его членов. Это может быть направленность на учебу, на получение высоких оценок, на повышение имиджа и статуса класса, а также это может быть реализация лишь целей, связанных с внеучебными интересами, общением, развлечениями, либо направленность против одного или нескольких учеников, которые выступают в роли «изгоев». Поэтому очень важно проводить систематическую работу в классе, направленную не только на сплочение коллектива, но и на формирование положительного вектора направленности данного коллектива.

Детский коллектив нужно формировать ежедневно, это кропотливая и ответственная работа.  

Рекомендации для классного руководителя:

  1. Запланируйте в плане воспитательной работы с учащимися как можно больше мероприятий, направленных на сплочение детей. Пусть это будут совместные прогулки на природе, создание и осуществление какого-то социально значимого для детей проекта, разработка и выполнение коллективного творческого дела. Только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив.
  2. Во время совместных мероприятий организуйте игры (о них можно узнать у школьного психолога или социального педагога). Обязательно проводите классные часы о дружбе, взаимовыручке, коллективизме. Используйте каждый удобный случай для того, чтобы побеседовать с детьми о важности этих качеств в повседневной жизни.
  3. На уроках практикуйте групповые виды деятельности, причем чаще меняйте состав микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию с различными людьми.
  4. Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.
  5. Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся. Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать, и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность. 
  6. Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда вы сможете сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив.
  7. Естественно, что планируемые мероприятия, действия, их результаты и достижения должны как-то фиксироваться. Информация об этом должна быть доступна для самих детей и их родителей. Сделать это можно на стенде «Классный уголок».

 

свернуть

Что делать, если ребята регулярно срывают уроки

Причины того, что дети срывают уроки, разные. Может провоцировать такие противоправные действия и сам учитель, но могут стать инициаторами и ученики.

В классе всегда бывают гиперактивные дети. Они с удовольствием учатся, но им очень тяжело весь урок просидеть, соблюдая жесткие требования к поведению ученика.

Есть и ребята, которых учителя относят к «неуправляемым» – сложнейшая проблема для школы. Они не считают учебу своей обязанностью, работой, поэтому используют любую возможность сорвать урок, превратить его в балаган.

С такими учащимися трудно найти общий язык, но именно с этого и нужно начать учителю. Что не устраивает их на уроке, почему они предпочитают сорвать его: то ли не понимают материал, то ли он очень легкий и им скучно и т.д. Возможно, что они заявят со свойственной таким детям прямотой, что знания по этой дисциплине им совершенно не пригодятся, они не считают этот урок интересным и нужным. Поэтому необходимо подготовиться к таким поворотам разговора и суметь найти нужные слова, которые помогут ребятам пересмотреть свою точку зрения.

Конечно, с такими учащимися нужно проводить беседы, причем постараться делать это спокойно, без повышения голоса, объяснять значимость, важность именно всестороннего образования. Как говорится, вода и камень точит. Но приходится признать, что обычно такие беседы не дают мгновенного результата (но со временем они, естественно, тоже окажут свой положительный вклад в дело воспитания и обучения учеников). Поэтому от учителя требуется огромное терпение, самообладание, такт и уважительное отношение к ребенку, пусть еще не осознавшему необходимость всесторонних знаний и их решающую роль в определении его будущего.

Что еще можно сделать, чтобы утихомирить ребят? Попробовать заинтересовать своим предметом. Каждый урок начинать по-новому. Ставить больше проблемных вопросов, поощрять самостоятельный поиск необходимой информации, совершать на уроке маленькие научные открытия. Постараться связать темы уроков с жизнью, практикой, чтобы было понятно, что изучаемый материал не только теоретический, но имеет прямое практическое значение. То же самый электрический ток, очень сложная тема по физике, может воодушевить детей учить этот трудный предмет, потому что учитель не просто рассказал теорию и дал формулы, но и связал изучаемый материал с реальной действительностью: где, как и когда мы сталкиваемся с необходимостью применить полученные по теме знания в быту, дома, на улице и т.д.

Существуют и такие меры воздействия на недисциплинированных учеников, как запись замечания в дневник и вызов родителей в школу к учителю или прямо к директору. Поможет ли это в непростом деле перевоспитания таких заводил в классе? Возможно, первый-второй раз и подействует. А потом возникает привыкание к замечаниям и вызовам. Вызвали и вызвали. Если родители не сумели подействовать на ребенка первые несколько раз, то ясно, что и в последующие ничего нового в плане методов перевоспитания своего любимого чада они не придумают. Это понимают и дети. А потому сначала все же необходимо учителю самому разобраться в сложившейся ситуации, определить причины вызывающего поведения некоторых ребят, внести коррективы в методику проведения уроков, взаимоотношения с учениками.

Желательно, чтобы преподаватель все-таки постарался понять таких детей, помог им найти свой настоящий путь, который приведет их в успешное, достойное будущее. Разве это не является долгом истинного учителя? А срывание уроков, нежелание учиться, бравада своей вседозволенностью и ненаказуемостью («мне все нипочем») – это дорога в никуда.

 

свернуть

Профилактика суицидального поведения среди подростков

Разработка ясного плана действий. Для подростка, испытывающего состояние психологического стресса, ощущение, что «ничего не делается для оказания помощи», усиливает тревогу. Необходимо предоставить подростку план простых и конкретных мероприятий, направленных на оказание помощи.

  • Обеспечить психологическую поддержку и активизировать собственные ресурсы подростка. Альтернативный выход из ситуации он должен находить самостоятельно, т.к. лучше самого подростка, никто не знает подробностей конфликта.
  • Критически относиться к облегчению, отмеченному после первой беседы о суициде. Часто подростки высказывают свою удовлетворенность первой беседой, что усыпляет бдительность окружающих, следует помнить, что суицидальные мысли могут легко возвращаться в течение нескольких дней или часов.
  • Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач -  такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика. Помогите подростку найти сферы, где он успешен, независимо от оценок.
  • В конце беседы следует проигрывать поведение подростка в будущих кризисных ситуациях или неразрешенной текущей.
  • Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.
  • Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый.
  • Наладить контакт с родителями подростка. Провести с ними беседу. Родственники и друзья подростка могут позитивно влиять на его состояние и быть источником ценной информации.

На сегодняшний день проблема суицидальных действий среди подростков весьма актуальна, т.к. суицид является «убийцей №2» молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет.

В подростковом возрасте есть некоторые предпосылки суицидального поведения: подросткам трудно осваивать новые социальные роли и нередко трудно утвердить себя среди сверстников. Они очень уязвимы. В этом возрасте еще нет ясного понимания ценности жизни. Для них жизнь — недорогая цена за доказательство собственной правоты.

Нельзя забывать о том, что подростки очень подвержены влиянию субкультур. Так в некоторых субкультурах (эмо или готы) наличие признаков неудачного суицида на теле воспринимается почти как знаки высшего отличия. Чаще это желание эпатировать окружающих, а не желание уйти из жизни.

Подросткам свойственно подражательство значимым кумирам. Известно, что каждый раз после гибели кого-нибудь из молодёжных кумиров следует суицидальная волна. Механизм понятен: очень хочется быть таким, как кумир, хочется подражать ему во всём, включая способ ухода из жизни.

Лишь у 10% детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой, в 90% суицидальное поведение – это «крик о помощи». Неслучайно 80% попыток совершаются дома, притом в дневное и вечернее время, т.е. крик этот адресован, прежде всего, к близким людям.

Существуют социально-психологические факторы, относящиеся к подросткам, которые могут сыграть роль стрессоров (негативных раздражителей) и способствовать суицидальным проявлениям. Среди них встречаются:

  • Серьезные проблемы в семье (ссоры или острые конфликты со значимыми взрослыми, частые наказания, ситуации насилия);
  • Отягощенное социальное окружение (неблагополучная семья, одиночество, алкоголизм в семье, отсутствие опоры на взрослого, беспризорность);
  • Отвержение сверстниками, травля (в том числе в социальных сетях);
  • Смерть любимого или значимого человека;
  • Разрыв отношений с любимым человеком или несчастная любовь;
  • Межличностные конфликты;
  • Проблемы с дисциплиной или законом;
  • Давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием саморазрушающему поведению других;
  • Длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;
  • Разочарование успехами в школе или неудачи в обучении. Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзаменам);
  • Личностные особенности (эмоциональная нестабильность, низкий уровень самоконтроля, повышенная внушаемость, бескомпромиссность, отсутствие жизненного опыта);
  • Нежелательная беременность, аборт и его последствия (девушки);
  • Заражение СПИД или болезнями, передающимися половым путем;
  • Серьезные телесные болезни;

Что в поведении подростка должно насторожить?

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.
  • Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

 Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам.

  • Бытует миф, что если человек говорит об этом,  то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Что может сделать учитель, чтобы не допустить попыток суицида?

  • Беседа с подростком должна осуществляться незамедлительно в первые минуты или часы после выявления суицидальных намерений.
  • Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (саморазрушение). Уважайте подростка! В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей.
  • Временное исключение подростка из стрессогенной ситуации. Сбор информации о кризисе. Внимательно воспринимать каждую жалобу подростка, не пренебрегать тем, что может «показаться» несерьезным «манипулятивным», «попыткой привлечь внимание», прямо спрашивать о суицидальных мыслях, намерениях, планах, суицидальном поведении в прошлом.
  •  Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.
  • Определение внутреннего смысла кризиса - ожидания от поступка, что желает изменить в себе, окружающих, ситуации.
  • Преодоление исключительности ситуации. Показать, что подобные ситуации встречаются достаточно часто, но другие люди находят из них альтернативные выходы.
  • Если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником, то следует немедленно обратиться за помощью к специалистам.

Мы должны активно научиться слушать и – главное – слышать наших детей. Для многих из них будет достаточно этого, чтобы не ступить за черту бездны.

 

свернуть

Методические материалы педагогам по работе с одаренными учащимися Список литературы

  1. Алекссев, Н. Д. Одарённость: способности, мотивация и творчество: пособие для педагогов, психологов, руководителей в сфере образования / Н. Д. Алексеев. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2006. – 88 с.
  2. Альбицкая, Н. Е. Технологии развития навыков исследовательской деятельности одарённых школьников / Н. Е. Альбицкая // Исследовательская работа школьников. – 2010. – № 1. – С. 90–96.
  3. Антонова, М. Г. Научное общество младших школьников – форма работы с одарёнными детьми / М. Г. Антонова // Начальная школа. – 2018. – № 4. – С. 21–23.
  4. Арлова, А. Г. Развіццё літаратурна–творчых здольнасцей вучняў на ўроках літаратуры і ў пазакласнай дзейнасці / А. Г. Арлова // Беларуская мова і літаратура. – 2014. – № 7. – С. 43–47.
  5. Артёменко, Т. К. Воспитание гражданственности и патриотизма обучающихся / Т. К. Артёменко // Адукацыя і выхаванне. – 2020. – № 4. – С. 20–24.
  6. Бабахова, Г. С. Олимпиадное движение: чему учить и как учить / Г. С. Бабахова // Народная асвета. – 2016. – № 7. – С. 21–24.
  7. Багданович, И. Э. Урок и факультатив по химии: приобретать знания усилием мысли / И. Э. Багданович // Народная асвета. – 2015. – № 10. – С. 66–69.
  8. Балюк, Р. Я могу / Р. Балюк // Образование Минщины. – 2015. – № 6. – С. 32–34.
  9. Бараева, Е. И. Одаренность и талантливость личности: психологический портрет / Е. И. Бараева, А. П. Гурко // Педагогическая наука и образование. – 2020. – № 1. – С. 31–35.
  10. Бараева, Е. И. Индивидуально–психологические особенности одаренных учащихся / Е. И. Бараева, Н. С. Грибанова, З. А. Шершнева // Народная асвета. – 2019. – № 11. – С. 80–84.
  11. Бараева, Е. И. Как развивать у школьников эмоциональный интеллект? / Е. И. Бараева, З. И. Шершнёва // Народная асвета. – 2018. – № 8. – С. 83–86.
  12. Бараева, Е. И. Психолого–педагогический портрет одаренной личности / Е. И. Бараева // Народная асвета. – 2014. – № 2. – С. 21–25.
  13. Бондаренко, Ю. В. Современные технологии в работе с одаренными детьми / Ю. В. Бондаренко // Исследовательская работа школьников. – 2018. – № 4. – С. 6–9.
  14. Булахова, З. Н. Индивидуальный образовательный маршрут одарённого учащегося: подходы к составлению / З. Н. Булахова // Адукацыя і выхаванне. – 2018. – № 12. – С. 17–23.
  15. Булахова, З. Н. Моделирование образовательного маршрута одаренного ребенка / З. Н. Булахова // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2019. – № 2. – С. 15–17.
  16. Видяпина, А. А. Создание творческой среды для развития одаренности на уроках музыки и искусства / А. А. Видяпина // Исследовательская работа школьников. – 2018. – № 3. – С. 19–22.
  17. Волынец, Е. Е. Работа с одаренными учениками при подготовке к олимпиадам / Е. Е. Волынец // Фізіка. – 2013. – № 6. – С. 40–42.
  18. Воронович, Н. И. Биология на ярких примерах. Занятия олимпийской группы / Н. И. Воронович // Народная асвета. – 2014. – № 2. – С. 35–37.
  19. Гоман, С. С. От одаренности к таланту / С. С. Гоман // Образование Минщины. – 2015. – № 1. – С. 25–26.
  20. Гордынская, Н. Г. Клуб "Эрудит" – площадка для личностного самовыражения гимназистов / Н. Г. Гордынская // Народная асвета. – 2016. – № 3. – С. 67–69.
  21. Гребнева, В. В. Современные проблемы выявления и развития одаренности младших школьников / В. В. Гребнева // Начальная школа. – 2019. – № 6. – С. 9–14.
  22. Гринько, Н. Н. Выращивание таланта... / Н. Н. Гринько // Образование Минщины. – 2018. – № 4. – С. 54–57.
  23. Еремеева, Н. В. Не пропустить дар! / Н. В. Еремеева // Методист. – 2016. – № 5. – С. 57–58.
  24. Заремба, Е. В. Психологический практикум "Как подготовить учащихся к интеллектуальным конкурсам?" / Е. В. Заремаба // Народная асвета. – 2016. – № 3. – С. 64–66.
  25. Зенькова, Г. Психологические аспекты одарённости / Г. Зенькова // Здаровы лад жыцця. – 2015. – № 9. – С. 18–19.
  26. Зубрилина, И. В. Система работы с одаренными детьми / И. В. Зубрилина // Замежныя мовы. – 2013. – № 1. – С. 21–24.
  27. Кашимова, Ю. Учить по–разному – учить с пользой. Использование технологии развивающего обучения для развития потенциала одаренных учащихся / Ю. Кашимова // Минская школа сегодня. – 2020. – № 1. – С. 16–21.
  28. Клецова, О. А. Индивидуальная программа для одаренного учащегося / О. А. Клецова, Н. А. Протасеня М. П. Дорожкина // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2019. – № 2. – С. 18–31.
  29. Клещёнок, А. М. Семинар–практикум "Одаренный ребенок – необычный ребенок?" / А. М. Клещёнок // Народная асвета. – 2016. – № 3. – С. 61–63.
  30. Кутковая. М. А. Одаренные дети. Особенности психолого–педагогического сопровождения / М. А. Кутковая // Управление современной школой. Завуч. – 2018. – № 7. – С. 41–43.
  31. Лепленко, Н. П. Расширить и обогатить школьную программу. Инновационный проект / Н. П. Лепленко // Народная асвета. – 2014. – № 2. – С. 41–44.
  32. Медведская, Е. И. Одаренный ребенок в школе и дома : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / Е. И. Медведская, Н. В. Былинская. – Минск : Народная асвета, 2017. – 191 с.
  33. Минич, Л. И. Педсовет "Интеллектуальная одаренность: реалии и перспективы" / Л. И. Минич // Народная асвета. – 2016. – № 3. – С. 57–60.
  34. Нестер, Е. Одарённый воспитатель для одарённых детей / Е. Нестер // Пралеска. – 2012. – № 6. – С. 50–52.
  35. Организационно–методическое обеспечение работы с одаренными учащимися / под ред. В. В. Познякова ; сост. С. Д. Шакура. – Минск : АПО, 2014. – 258 с.
  36. Пащук, Н. Д. Тьютерское сопровождение учащихся при подготовке к олимпиадам по химии / Н. Д. Пащук // Народная асвета. – 2020. – № 4. – С. 62–64.
  37. Петрукович, А. Н. Организация научно–исследовательской деятельности учащихся как одна из форм работы с одаренными детьми / А. Н. Петрукович // Біялогія і хімія. – 2017 – № 9. – С. 20–26.
  38. Подкопаева, С. А. Система работы с одаренными детьми / С. А. Подкопаева // Методист. – 2015. – № 2. – С. 56–58.
  39. Работа с одаренными детьми ; сост. О.А. Запотылок. – Минск : Красико–Принт, 2006. – 176 с.
  40. Радкевич, Л. П. Успех нужен и возможен / Л. П. Радкевич // Образование Минщины. – 2015. – № 6. – С. 27.
  41. Ржечицкая, Н. В. Формы и методы работы с одаренными учащимися / Н. В. Ржечицкая // Профессиональное образование. – 2015. – № 1. – С. 58–63.
  42. Роль педагога в работе с одаренной молодежью: материалы респ. науч.–практ. конф., Минск, 20 мая 2010 г. – Минск : АПО, 2010. – 403 с.
  43. Саламандра, С. С. Психологический тренинг: как подготовить к олимпиадам одаренных детей? / С. С. Саламандра // Народная асвета. – 2014. – № 2. – С. 32–34.
  44. Семке, А. И. Формирование творческой образовательной среды для развития способностей ученика, организация работы / А. И. Семке // Управление современной школой. Завуч. – 2016. – № 7. – С. 68–78.
  45. Смирнов, А. А. Дистанционные технологии в работе с одаренными детьми / А. А. Смирнов // Методист. – 2012. – № 2. – С. 17–19.
  46. Сорокопыт, С. Ф. Методический практикум "Подготовка к предметной олимпиаде по иностранному языку как один из видов работы с одаренными учащимися"/ С. Ф. Сорокопыт // Веснік адукацыі. – 2020. – № 3. – С. 37–42.
  47. Сулковская, Т. А. Как выявить одаренных химиков? Инструменты педагогического поиска / Т. А. Сулковская // Народная асвета. – 2014. – № 2. – С. 38–40.
  48. Токарь, И. Е. Одаренный ребенок и школьные проблемы / И. Е. Токарь // Начальная школа. – 2016. – № 1. – С. 21–24.
  49. Филистович, С. Системно, комплексно, эффективно / С. Филистович // Образование Минщины. – 2016. – № 3. – С. 8–11.
  50. Хаванская, И. В. Слово под микроскопом лингвиста / И. В. Хаванская // Русский язык и литература. – 2018. – № 7. – С. 3–5.
  51. Хильянова, И. С. Индивидуальный образовательный маршрут как модель работы с одарёнными детьми / И. С. Хильянова, И. С. Дубкова // Исследовательская работа школьников. – 2019. – № 4. – С. 3–19.
  52. Хмельницкая, И. Условие успеха / И. Хмельницкая // Образование Минщины. – 2015. – № 6. – С. 28–31.
  53. Холопица, Т. М. Исследованиям быть / Т. М. Холопица // Образование Минщины. – 2019. – № 5. – С. 40–43.
  54. Шатрун, С. Управление ради развития / С. Шатрун // Образование Минщины. – 2015. – № 6. – С. 8–10.
  55. Шиманская, О. Г. Подготовка – условия успеха / О. Г. Шиманская // Образование Минщины. – 2018. – № 5. – С. 57–58.
  56. Шиятая, Н. М. Опыт работы с одарёнными детьми на уроках иностранного языка / Н. М. Шиятая, Л. И. Шиятая // Исследовательская работа школьников. – 2019. – № 4. – С. 67–69.

 

свернуть

Профессиональная готовность педагога к работе с одаренными учащимися  

Мудрые мысли

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

А. Дистервег

– В талантах недостатка нет, недостаток есть в развитии их. То, что удается стихийным силам сделать толчками и скачками в чрезвычайные периоды истории, то может быть правильно и верно достигнуто в обычные времена, путем систематической организации воспитания.

В. Либкнехт

– Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой поощрений и наказаний.

                                                                           К.Д. Ушинский

Притча:

Один путешественник во время долгого пути встретил людей, роющих землю. Тогда он спросил одного из них: «Что ты делаешь? Землекоп ответил: «Копаю эту проклятую яму!» Второй на этот же вопрос ответил: «Зарабатываю себе на кусок хлеба». А третий с воодушевлением сказал, что вскапывает землю под прекрасный фруктовый сад.

Первые исследования проблем учителя одаренных учащихся  приходятся на конец ХІХ – начало ХХ века. Так, в 1887 году известный русский педагог А.Н. Острогорский опубликовал статью «Учитель и даровитые ученики», в которой автор, привлекая факты из биографии А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, И.Е. Репина, опроверг сложившееся мнение о том, что развитие самобытного таланта не требует педагогического вмешательства, а воздействие наставников только задерживает его развитие. Сделав вывод, что «школа и учитель могут быть нужны таланту, как и всякому другому юноше» [Острогорский А.Н., с. 28], А.Н. Острогорский поставил задачу выяснить, как и при каких условиях учитель может быть полезен своему даровитому ученику. В поисках ответа на эти вопросы он обратился к анализу феномена «даровитости».

Под «даровитостью» А.Н. Острогорский понимал творческие возможности личности: «…даровитости мы говорим тогда, когда имеем в виду проявление собственно творческих сил человека» [Острогорский А.Н., с. 208].

По его мнению талант, развиваясь, проходит два периода: пробуждения – «момент прорастания зерна» и совершенствования – «талант вышел из зерна» [Острогорский А.Н., с. 219]. Поскольку «очень крупные таланты часто выбиваются наружу сами» [Острогорский А.Н., с. 219], т.е. самостоятельно проходят первый этап развития, учитель будет им полезен лишь на этапе совершенствования. Педагог может «дать таланту средства образовать себя» [Острогорский А.Н., с. 286], т.е. обеспечить необходимой литературой, консультацией и т.п. А также он может целенаправленно привлекать даровитого ученика  «к работе, которая может способствовать правильному росту и развитию таланта» [Острогорский А.Н., с. 197]. «Таланты меньшей силы» нуждаются в помощи учителя уже на первом этапе своего развития». [Острогорский А.Н., с. 219].

Не каждый учитель, по мнению А.Н. Острогорского, способен увидеть талант и оказать ему помощь. «Не всякому эта роль по плечу. Нужно и самому нести с собой нечто, чтобы взяться за руководство таланта» [Острогорский А.Н., с. 287]. Самым ценным качеством такого учителя автор называл «философскую складку», под которой подразумевается не только широкий кругозор, но и умение пробудить в ребенке интерес к знанию, вызвать потребность его добывать. Большое влияние на ученика оказывает и личный пример педагога, его стремление к саморазвитию. Особо А.Н. Острогорский подчеркивал нецелесообразность ориентации школьного обучения на среднего учащегося: «Отсутствие мысли в преподавании, вызываемое боязнью дать работу не по плечу слабым ученикам, сообщают урокам какую-то вялость, бесцветность. Не знаю, много ли от  этого  выигрывают  слабые,  но  сильные  теряют много» (цит. по [Российская педагогическая энциклопедия, с. 96]).

Главным условием реализации своей программы автор считал основательную подготовку педагога.

Таким образом, А.Н. Острогорский обозначил новый для психологии объект исследования – учителя одаренных учащихся.

 

Педагог должен стремится к установлению положительных взаимоотношений с учениками; склонен к инновациям; имеет высокий стандарт достижений; побуждает учеников совершенствоваться; получает удовлетворение больше от успеха школьника, чем от собственной деятельности; не рассматривает преподавание как дело всей своей жизни и единственное, чем он может заниматься [Мельникова Е.Л., с. 26].

Несомненно, профессиональные знания и методическое мастерство играют важную роль. Однако во многих случаях даже при самых глубоких профессиональных знаниях ученики не любят своего учителя и свое отношение к нему переносят и на учебный предмет. В подобных случаях даже у очень способного ученика утрачивается познавательная мотивация и интерес к тому учебному предмету и той области знаний, в которой он мог бы проявить себя творчески.

Позитивные и негативные отношения, которые устанавливаются с учениками и классом, определяются и зависят от личностных качеств педагога, способствующих или препятствующих стимулированию творческого потенциала учеников, в связи с чем учитель одаренных учащихся должен обладать особым психическим складом.

В работе с одаренными учениками, подчеркивает В.С. Юркевич, большое значение имеет опыт педагога, его специальные знания, а также психологическая подготовленность, поскольку «трудно не только заметить нестандартного ребенка – трудно его оценить, примириться с нешаблонностью его восприятия, его деятельности» [Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность, с. 43].

Как утверждает Ю.З. Гильбух, работать с одаренными должны опытные, высококвалифицированные специалисты, отличающиеся стремлением к творческому поиску и основательно подготовленные к своей ответственной миссии.  В связи с этим для работы с одаренными учениками «необходим специальный отбор учителей по их личностным качествам, а также специальный психологический тренинг, способствующий личному творческому росту» [Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л.,   с. 202]. Таким образом, «для обучения творческих детей нужен творческий учитель…» [Матюшкин А.М. Творческая одаренность, с. 152].

Особенности личности одаренных учащихся: уровень развития их познавательных потенциалов, потребностей, интересов, любознательности, критичности и чувствительности к проблемам, целеустремленности в решении задач, переживании успехов и неудач творческого процесса детерминируют у них формирование ожиданий взаимодействовать с творческой, неординарной, профессионально компетентной личностью учителя, демонстрирующей признаки самоактуализации и устремленной на инновационную деятельность.

В приложении 2 предлагаются методики изучения индивидуально-творческого стиля деятельности педагога, его инновационного и самоактуализационного потенциала, готовности к саморазвитию и ряд других.

Задание 1: Часто родители озабочены тем, к какому учителю лучше определить одаренного ребенка для обучения. Ищут хорошего учителя. Что значит хороший учитель? Какие профессионально-важные качества должны быть учтены в первую очередь?

Задание 2: Э. Ландау приводит следующие результаты исследования:

– Педагоги по-разному оценивают одаренных мальчиков и девочек. Так, одаренные мальчики характеризуются как веселые, умные и креативные, а девочки описываются ими как капризные, заносчивые, эгоцентричные и властолюбивые. Высокие достижения и независимость у девочек встречает гораздо большую неприязнь, чем у мальчиков.

Как вы думаете, с чем связано такое разное отношение педагогов к одаренным мальчикам и девочкам и как это может сказываться на развитии одаренности?

Задание 3:

Эксперимент Р. Розенталя:

 В начале учебного года было проведено тестирование учащихся с целью определения их IQ. Результаты были доведены до сведения учителей. Не вдаваясь в подробности, психологи объяснили им, что использованные тесты специально конструированы для выявления учащихся, у которых в течение предстоящего учебного года должен наблюдаться скачок интеллектуального развития. Специфика эксперимента состояла в том, что педагогам сообщались фиктивные результаты. В каждом из классов, в которых проводился эксперимент, было произвольно отобрано по несколько школьников; им предстояло играть роль потенциальных интеллектуальных «звезд». Учителей поставили в известность, что эти дети, по данным тестирования, должны вскоре проявить незаурядный познавательный прогресс. В конце учебного года, у этих детей по сравнению с остальными интеллектуальные возможности существенно повысились.

Как вы считаете, каковы причины интеллектуального прогресса учащихся экспериментальной группы?

Внимание! Сейчас каждый учитель может проверить свои неко­торые личностные установки, используя такой тест.

Тест для самопроверки

Инструкция:

Вам даются личностные и деловые качества учащихся, с ко­торыми вы сталкиваетесь в повседневной школьной жизни. Их всего 16. Они пронумерованы. Вам надо поставить слева от каж­дого номера знаки плюс или минус, но таким образом: если вам импонирует то или иное качество, оно ближе вам, интереснее, приятнее, то вы ставите плюс, а если по какой-то причине оно вас не устраивает — минус.

  1. Дисциплинированный.
  2. Неровно успевающий.
  3. Организованный.
  4. Выбивающийся из общего темпа.
  5. Эрудированный.
  6. Странный в поведении, непонятный.
  7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
  8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  9. Стабильно успевающий (хорошо учится).
  10. Занятый своими делами (индивидуалист).
  11. Быстро, «на лету» схватывающий.
  12. Неумеющий общаться, конфликтный.
  13. Обучающийся легко, приятный в общении.
  14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
  15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
  16. Не всегда желающий подчиняться большинству или офи­циальному руководителю.

А теперь подсчитайте, сколько у вас получилось четных плюсов. Сделайте выводы для себя (если их менее 3, то работа над собой должна быть усиленной).

 

свернуть
поделиться в: