РУС БЕЛ ENG

IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

Профилактика употребление психоактивных веществ

 

 

Самый надежный признак возможной наркомании – любое кардинальное изменение образа жизни вашего ребенка. Например, он ел много –стал есть мало, или наоборот; был общительным – стал замкнутым; ложился спать поздно – теперь ложиться рано и т.п. Если у него изменились интересы, увлечения, пристрастия, характер… Конечно, для этого надо хорошо знать, как и с чем живет Ваш ребенок. Наблюдайте за поведением своего ребенка! Признаки употребления наркотиков на ранних стадиях: Хотим перечислить те признаки, которые должны привлечь Ваше внимание в первую очередь: • Резкие перепады настроения, никак не связанные с реальной действительностью, которая окружает вашего ребенка. Например, веселость и энергичность быстро сменяются апатией, безразличием, нежеланием ничего делать. И эти циклы не связаны с успехами или неуспехами в школе, с друзьями, они как бы сами по себе. • Изменение ритма сна: ребенок в течение дня может быть сонлив, вял, медлителен, а к вечеру, придя с прогулки, появляется энергичность, желание что-либо делать, не засыпает вовремя. Вы можете видеть, что он ночь напролет занимается компьютером, играет на гитаре, прослушивает музыкальные записи, а на следующий день вновь сонлив, заторможен. • Изменение аппетита и манеры употребления пищи, у ребенка меняется ритм еды: он может целыми днями ничего не есть, не страдая от голода, и вдруг, придя с прогулки, съедает полкастрюли борща.

Это физиологические изменения в организме ребенка, которые Вы легко можете обнаружить. Конечно, каждый отдельно взятый признак сам по себе может ничего не значить и может встречаться у любого ребенка в силу каких-то обстоятельствах. Но если Вы не находите в этих обстоятельствах ничего такого, что могло бы изменить поведение или самочувствие Вашего ребенка, и если этих признаков несколько, то нужно бить тревогу. Кроме того, внимательных родителей должны беспокоить и другие признаки (характерные, кстати, для всех употребляющих наркотики). Правда, иногда их считают «вполне нормальным для подростка поведением». Вот они: 1. Нарастающая скрытность ребенка (возможно, без ухудшения отношений с родителями). Часто она сопровождается учащением и увеличением времени «гуляний», когда ребенок уходит из дома в то время, которое раньше проводил в семье и за уроками.

  1. Падает интерес к учебе или к привычным увлечениям и хобби, может быть, родители узнают о прогулах школьных занятий.
  2. Снижается успеваемость.
  3. Зато увеличиваются финансовые запросы, и молодой человек активно ищет пути их удовлетворения, выпрашивая деньги во все возрастающих количествах (если начинают пропадать деньги из родительских кошельков или ценные вещи из дома – это очень тревожный признак!).
  4. Появляются подозрительные друзья (но вначале молодой человек обычно встречается с весьма приличными на вид наркоманами) или поведение старых приятелей становится подозрительным. Разговоры с ними выдуться шепотом, непонятными фразами или в уединении.
  5. Настроение ребенка – это очень важный признак – меняется по непонятным причинам, очень быстро и часто не соответствует ситуации: добродушие и вялость в скандале или, наоборот, раздражительность в спокойной ситуации.
  6. Наконец, вы сможете заметить следы уколов по ходу вен на руках, какую-нибудь сушеную траву у подростка, непонятный порошок, разноцветные таблетки с выдавленными на поверхности картинками, или марки, которые не очень похожи на почтовые. Не стесняясь, напрямую и досконально спрашивайте обо всех непонятных и беспокоящих Вас поступках, и словах Вашего ребенка.

 

свернуть

Профилактика суицидального поведения

Профилактика суицидального поведения детей и подростков

Самоубийство - это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Уровень подросткового суицида в России - один из самых высоких в мире. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка?

"Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта" (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко). Иными словами, его непосредственные причины обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с разводами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников. Сфера общения детей изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок задумывает самоубийство. Суицид может быть и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации.

Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями:

  • эмоционально чувствительные, ранимые;
  • настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;
  • негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны);
  • склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;
  • склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения;
  • пессимистичные;
  • замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.

Необходимо обращать внимание на факторы риска, признаки и знаки суицидального поведения в детском и подростковом возрасте:

  • генетическую предрасположенность, наличие родственников, совершивших суицид (так называемая отягощенная наследственность);
  • отсутствие теплых, доверительных отношений в семье (нежеланный ребенок), наличие чувства отверженности;
  • потеря родителей, распад семьи;
  • избиение или насилие;
  • физическое или моральное унижение;
  • чувство страха, тоски и отчаяния;
  • чувство обиды;
  • конфликт с учителями и одноклассниками;
  • страх наказания;
  • одиночество;
  • состояние алкогольного опьянения или токсического отравления;
  • патология характера и психические заболевания.

Как понять, что ребенок решился на самоубийство

Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

  1. Словесные признаки.

Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:

  • прямо и явно говорит о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить";
  • косвенно намекает о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого обузой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться"
  • много шутит на тему самоубийства;
  • проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти
  1. Поведенческие признаки.

Подросток может:

  • - раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами;
  • - демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
  • - в еде - есть слишком мало или слишком много;
  • - во сне - спать слишком мало или слишком много;
  • - во внешнем виде - стать неряшливым;
  • - в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
  • - замкнуться от семьи и друзей;
  • - быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
  • - проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.
  1. Ситуационные признаки

.

Подросток может решиться на самоубийство, если он:

  • социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;
  • живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);
  • ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;
  • предпринимал раньше попытки суицида;
  • имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
  • перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
  • слишком критически настроен по отношению к себе.

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:

  • 1. Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  • 2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь.
  • 3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги.
  • 4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  • 5. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.

 

свернуть

Психологические аспекты подготовки к экзаменам

Основной психологической проблемой для учащихся как во время подготовки к экзаменационным испытаниям, так и во время самого экзамена является неуверенность в собственных силах и страх, который охватывают все области знаний.

Решением этой проблемы является и создание реалистичной картины экзамена и опора на ресурсы, придающие уверенность и помогающие справиться с тревогой.

Барьеры

Ресурсы

Я ничего не знаю

Какие знания у тебя все- таки есть?

Я всегда ужасно волнуюсь во время экзамена

Что тебе позволяло, тем не менее, сдавать все предыдущие экзамены?

Это особенный (самый страшный) экзамен

Чем этот экзамен похож на те, что ты уже сдал? Помогают ли катастрофические мысли? Какие мысли могли бы помочь?

Если я не сдам, будет настоящий кошмар

Что конкретно может помешать сдачи? Что уже помогало справляться с этими факторами?

В данной таблице представлены в виде фраз, которые нам часто приходится слышать от наших подростков, основные барьеры подготовки к экзаменам, т.е. то что мешает учащемуся достичь оптимально положительного для него результата, а ответом на вопросы правого столбца как раз являются ресурсы, способствующие успешности выпускника на экзамене. Каждому барьеру соответствует свой ресурсный вопрос. Итак, уважаемые родители и учителя перед Вами прекрасный алгоритм действий по снижению напряжения и тревожности ребёнка. Подытожим: проблему следует конкретизировать, найти ресурсы, которые помогали справляться с этим раньше, найти новые ресурсы и возможности совместными (учительско-родительско-детскими) силами, направить внимание НА ИМЕЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ, А НЕ НА ДЕФИЦИТЫ.

Что касается мотивационной сферы учащегося, то особое внимание следует обратить на то, чтобы гипертрофированная ребенком и нами взрослыми значимость экзамена переродилась в реалистичную важность, которую подросток мог бы понять и прочувствовать, за которую мог бы взять ответственность и в которую поверил бы. Убедитесь, что у ребёнка есть четкое реальное представление о процедуре проведения экзамена.

Здесь же без сомнения необходима работа с образом будущего. В данном блоке не последнюю роль занимают занятия по профориентации и профдиагностика.

 

Вот некоторые методики по профориентации, которые подросток при желании может выполнить самостоятельно.

Методика КАРТА ИНТЕРЕСОВ

Методика КАРТА ИНТЕРЕСОВ-2

Методика МАТРИЦА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Методика ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ

Методика ЯКОРЯ КАРЬЕРЫ

Методика ЦЕЛЬ-СРЕДСТВО-РЕЗУЛЬТАТ

Методика ДИАГНОСТИКА СТРУКТУРЫ СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

 

Неуверенность в собственных силах, как правило является результатом заниженной самооценки. Подросток не стремиться достичь успех, он хочет избежать неудач. Между этими двумя действия лежит целая пропасть по названием «выученная беспомощность». Но и её можно победить совместными силами учителей, родителей и самих учащихся. Начинайте с поиска зон уверенности (С чем ты справлялся за последнее время? Как тебе это удалось?). Постарайтесь чаще создавать неуверенным учащимся ситуации успеха. Не Акцентируйте внимание на ошибках, делайте акцент на положительных результатах. Замечайте и отмечайте вслух минимальное положительное изменение. Итак, победив тревожность, неуверенность, повысив мотивацию и просто улучшив отношения со своим ребенком или учащимся, приступаем к выработке экзаменационной тактики:

  • Распределение времени между заданиями
  • Планирование времени на ориентировку и проверку заданий
  • Расcтавление приоритетов в выборе заданий (главный совет: пропускайте задания, которые не получается быстро решить, оставьте их на потом)

Это основные техники, которыми в совершенстве должен владеть подросток, чтобы добиться максимально положительного результата.

Более подробно на распределении и планировании времени будет написано далее.

Хочется особенно отметить, что все усилия, описанные выше не принесут желаемого результата, в том случае, если не будут найдены те условия, в которых все участники образовательного процесса не только не будут конфликтовать друг с другом, но и максимально поддержат друг друга, разработают совместный план действий. Для этого необходимо:

  • Совместное формулирование общих целей
  • Поиск совместного образа будущего
  • Распределение ответственности между всеми участниками образовательного процесса
  • Отработка форм взаимоподдержки
  • Освоение позиции по одну сторону баррикад

Как бы, по- вашему мнению, не собран и развит был ребёнок, насколько опытен не был бы учитель, как не ответственен родитель и сколько бы советов от разнопрофильных специалистов Вы не получили, помните: «Один в поле не воин». Результат достижим только общими целями и действиями всех участников образовательного процесса.

Удачи на экзаменах!

 

свернуть

Памятка родителям по профилактике суицида

Суицид- намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны! Суждение, что люди решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

ü  утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;

ü  пренебрежение собственным видом, неряшливость;

ü  появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;

ü  резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;

ü  внезапное снижение успеваемости и рассеянность;

ü  плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;

ü  склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;

ü  проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;

ü  безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;

ü  стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;

ü  самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;

ü  шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

 

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

 

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

«Все

безнадежно

и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается – значит, не старался!»

 

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

  1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Важно соблюдать следующие правила:

-будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

- будьте терпеливы;

- не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;

- не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;

- не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря:

«Ты не можешь убить себя, потому что...;

- делайте все от вас зависящее.

И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

 

 

свернуть